Старшие группы: Подготовительная группа №10 "Гномики"
Обучающая программа
Содержание образовательной программы
№ |
Наименование |
Страницы |
I. |
Целевой раздел. |
|
1.1. |
Пояснительная записка. |
2 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика). |
6 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1. |
Учебный план. |
8 |
2.2. |
Формы, способы, методы и средства реализации программы. |
11 |
2.3. |
Взаимодействие с семьей, социумом. |
14 |
2.4. |
Планирование работы с детьми в группе: - Годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) |
17 |
2.5. |
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. |
19 |
2.6. |
Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие) |
19 |
III. |
Организационный раздел. |
|
3.1. |
Оформление предметно-пространственной среды. |
20 |
3.2. |
Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) |
23 |
3.3. |
Перечень методических пособий. |
26 |
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании, ФГОС ДО, программой «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, примерным региональным модулем программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», образовательной программой ДОУ, Сан Пин.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Цель: создать каждому ребенку возможность для развития способностей, развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного ответственного, компетентного гражданина России.
Задачи:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, развитие двигательной активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни.
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Основные принципы:
1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество организации с семьёй;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет:
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально - нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также ею представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. и. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от сё привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживаю! первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяю! полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольною детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, сё содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводи! к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своею замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.2 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика).
Целевые ориентиры (к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных в видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правило безопасного поведения и личной гигиены.
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстниками, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
- Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной образовательной программой ДОУ.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный (определяем цели диагностики).
Второй этап – практический (проведение диагностики).
Третий этап – аналитический (анализ полученных фактов).
Четвертый этап – интерпретация данных (основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития).
Пятый этап – целеобразовательный (предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом).
Объект педагогической диагностики (мониторинга) – индивидуальные достижения детей в контексте 5 образовательных областей:
Объект педагогической диагностики (мониторинга) |
Формы и методы педагогической диагностики |
Периодичность проведения педагогической диагностики |
Длительность проведения педагогической диагностики |
Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте 5 образовательных областей: - Физическое развитие, - Познавательное развитие, - Речевое развитие, - Художественно- эстетическое развитие, - Социально-коммуникативное развитие |
-наблюдение -беседа -анализ продуктов детской деятельности |
2 раза в год |
2недели |
Сентябрь Май |
II. Содержательный раздел
2.1 Учебный план
Направления развития |
Виды детской деятельности |
Формы образовательной деятельности |
Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие |
Двигательная. |
НОД в спортивном зале НОД на свежем воздухе Утренняя гимнастика Физкультминутки Игры и физические упражнения на прогулке Закаливающие процедуры Дыхательная гимнастика Занятие на тренажерах, спортивные упражнения Ритмическая гимнастика Самостоятельная двигательная деятельность Спортивные праздники Физкультурные досуги и развлечения Дни здоровья Игры перед уходом домой |
2 раза в неделю по 30 мин. 30 мин. Ежедневно 10 мин. Ежедневно до 3 мин. Ежедневно 20 – 30 мин. Ежедневно после сна. Ежедневно после сна. 1 – 2 раза в неделю 25 – 30 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Ежедневно под присмотром воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка). 2 раза в год 1 раз в месяц 1 раз в квартал Ежедневно от 15 – 50 мин. |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
НОД: Мир природы ФЭМП Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) Наблюдение за природой на прогулке |
30 мин. 30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Ежедневно |
Речевое развитие |
Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора |
НОД: Развитие речи Обучение грамоте Чтение художественной литературы Чтение литературных произведений |
30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 1 раз в 2 недели (30 мин.) 30 мин. 1 раз в 2 недели Ежедневно |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная Музыкально-художественная |
НОД: Рисование Лепка Аппликация Конструирование Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) Музыка Музыкально-театральная гостиная |
30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 30 мин. 1 раз в 2 недели 30 мин. 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю 30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 1 раз в неделю |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта Трудовые поручения (индивидуально и по подгруппам) Трудовые поручения (общий и совместный труд) |
Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в 2 недели |
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Направление развития |
Формы реализации программы |
Приёмы |
Методы |
Способы |
||
совместная деятельность |
самостоятельная деятельность |
взаимодействие с семьей |
||||
Физическое развитие |
Артикуляционные, пальчиковые, дыхательные, подвижные игры. Игры на координацию речи и движений. |
- самостоятельные подвижные игры, - игры на свежем воздухе, - спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде). |
Консультации, беседы, рекомендации, памятки. |
Показ выполнения упражнений педагогом. Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий. |
Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: пособия, гимнастические коврики. Практические: выполнение артикуляционных, дыхательных, пальчиковых упражнений. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный. |
Познавательное развитие |
Познавательно – исследовательская деятельность: опыты, эксперименты, исследования предметов. |
- развивающие настольно-печатные игры, - игры на прогулке, - дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки). |
Анкетирование, родительские собрания, день открытых дверей, консультации, оформление тематических ширм, создание папок-передвижек. |
Сравнение, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение заданий рабочей тетради, |
Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: опыты с песком, водой, исследования предметов при охлаждении, нагревании и т.д. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный |
Речевое развитие |
Театрализация, драматизация, инсценирование. |
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольно-печатные и др. игры) |
Консультации. Беседы. Рекомендации. Тематические вечера, викторины, театрализованные представления, экскурсии. Анкетирование. |
Чтение вслух, составление схемы рассказа. Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий. |
Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: печатание, составление схем слов и предложений. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный. |
Художественно-эстетическое развитие |
Художественно-продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование. Пение, игра на детских музык. инструментах. |
Работа с бумагой, зарисовка, раскрашивание, лепка. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, музыкальные и др. игры) |
Консультации. Беседы. Рекомендации. Памятки. Практикумы. Совместные художественные работы ребенка и родителей, изготовление макетов. |
Слушание музыки. Чтение вслух, составление схемы рассказа. Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий. |
Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: лепка из пластилина, рисование красками и карандашами, аппликация из цветной бумаги. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный. |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровая деятельность. Формирование основ безопасной жизнедеятельности, элементарных навыков самообслуживания, наблюдения за трудом взрослых. |
- индивидуальные игры, - совместные игры, - все виды самостоятельной деятельности предполагающие общение со сверстниками. |
Консультации. Беседы. Рекомендации. Памятки. Практикумы, создание папок передвижек. |
создание проблемной ситуации, драматизация сказок. |
Словесные: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: поручение, анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный. |
2.3 Взаимодействие с семьей, социумом.
№ |
Содержание работы |
Срок |
Ответственный |
1 |
Выставка «Красота родной природы» Фотоальбом «Хорошо у нас в саду» Родительское собрание «Дети 6 – 7 лет» Консультация «Азбука безопасности» Консультация «Книги для детей 6 – 7 летнего возраста»Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движенияПапка-передвижка «Природа в поэзии» (осень) |
Сентябрь |
Воспитатель |
2 |
Фотовыставка «Самые лучшие друзья – дед, бабуленька и я» Выставка детского творчества «Осень разноцветная» Фотовыставка «Мой город» Консультация «Учим детей помогать старшим» Консультация «Родной наш край - Мордовия» Консультация «Характер вашего ребенка зависит от вас» Папка «Заповедные места Мордовии» |
Октябрь |
Воспитатель |
3 |
Выставка детских рисунков «Страна, где я живу» Конкурс-выставка «Отдыхаем всей семьей» Консультация «Профилактика гриппа» Памятка по формированию здорового образа жизни у своих детей Папка «Правила для родителей» |
Ноябрь |
Воспитатель |
4 |
Выставка рисунков на тему «Зимний вернисаж» Конкурс «Фабрика Деда Мороза» Конкурс рисунков «В гостях у сказки» Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» Родительское собрание «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников» Консультация «Зимние игры и забавы» Папка-передвижка «Природа в поэзии» (зима) |
Декабрь |
Воспитатель |
5 |
«Веселые старты» с участием родителей. Фотовыставка «Мы со спортом – неразлучны» Консультация «Зимние травмы у детей» Консультация «Детская застенчивость» Тематический альбом «Олимпийские чемпионы нашей страны» |
Январь |
Воспитатель |
6 |
Фотовыставка «Мой папа – защитник Родины» Фотовыставка «Военная техника нашей Армии!» Консультация «Ошибки, которые совершать нельзя» Консультация «Детский этикет» Консультация «Мордовская народная культура и традиции» Буклет «Здоровье – это сила!» Ширма «Масленичная неделя» |
Февраль |
Воспитатель |
7 |
Выставка поделок «Мамина шкатулка» Выставка рисунков «Портрет мамы» Консультация «Театр – творчество - дети» Консультация «Детские писатели» Папка-передвижка «Природа в поэзии» (весна) |
Март |
Воспитатель |
8 |
Конкурс поделок из природного материала «Чудеса природы» Фотовыставка «Герои Великой Отечественной войны» Консультация «Самоуважение. Как его воспитать?» Памятка для родителей, будущих первоклассников Папка-передвижка «Осторожно, яд!» |
Апрель |
Воспитатель |
9 |
Выставка рисунков «День Победы» Родительское собрание «Как дошкольник становится школьником» Консультация «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе» Памятка по чтению Консультация «Дорожная азбука» Папка «Путешествуем с комфортом» |
Май |
Воспитатель |
2.4 Планирование работы с детьми в группе:
- Годовое планирование (см. Приложение №1)
- Календарно – тематическое планирование (см. Приложение №2)
План мероприятий с детьми подготовительной к школе группы № 10
№ |
Формы работы с детьми |
Темы |
Время проведения |
1 |
Праздник Развлечения |
«День Знаний» Викторина «Азбука безопасности» |
Сентябрь |
2 |
Развлечения Утренник |
«День пожилых людей» «Мой город» Праздник «Осень» |
Октябрь |
3 |
Развлечения |
«Веселые старты» с участием родителей «Мамы всякие нужны» |
Ноябрь |
4 |
Развлечения Утренник |
«Зимние забавы» Викторина «Ах, уж эти сказки!» «Новогодний утренник» |
Декабрь |
5 |
Развлечения |
Спортивный праздник «Богатырские забавы» |
Январь |
6 |
Развлечения Спортивный праздник Музыкальный праздник |
«Вежливые слова» «Вместе с папой» «Шумбрат, Мордовия!» |
Февраль |
7 |
Утренник Досуг Развлечение |
«8 Марта» Спектакль для детей младших групп «Сказка о непослушном поросенке» Литературная викторина «Книжкины друзья» |
Март |
8 |
Развлечение |
«День смеха» «Защитники Отечества» |
Апрель |
9 |
Развлечение Викторина Праздник |
«Весна – красна» «Чтоб с тобой не случилась беда» «До свидания детский сад» |
Май |
2.5 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ |
||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ |
||||||||||||
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ |
||||||||||||
Развитие речи |
Художественная литература |
Формирование целостной картины мира, |
Формирование элементарных математических представлений |
Игровая деятельность |
Наблюдения за трудом взрослых, Формирование элементарных навыков самообслуживания |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Музыка |
конструирование |
Аппликация, лепка |
Рисование |
Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия |
Физическая культура |
РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
2.6 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально-культурные и другие).
При организации совместной деятельности с детьми реализуются задачи в следующие:
- в формировании у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- в формировании представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- в формировании познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- в формировании чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- в воспитании гражданско-патриотических чувств.
Для реализации поставленных задач используется примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем».
Климатические особенности:
Все это способствует оздоровительно-физическому развитию, а также экологическому воспитанию детей.
Демографические особенности:
В группе 24 семьи. Из них одна семья многодетная (3 ребенка), 14 семей имеют 2 ребенка, 9 семей имеют одного ребенка.
Полных семей – 21, неполных – 3.
Национально-культурные особенности: в группе 2 семьи татары, 7 семей мордва, 15 семей русские.
Общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
III. Организационный раздел
3.1 Оформление предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к дошкольному учреждению, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; 3реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в детской саду или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в детском саду или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Предметно-пространственная среда в МДОУ соответствует ФГОС ДО и построена в каждой возрастной группе, учитывая образовательные области ОП и детские виды деятельности согласно следующих принципов:
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
(подготовительная группа)
Материалы и оборудование |
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении |
Игровая деятельность |
Весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Тематические зоны находятся рядом с полифункциональным материалом, которые легко перемещаются с места на место. В детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они являются переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов. Сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей. |
Продуктивная деятельность |
В группах имеются столы для продуктивной деятельности с набором необходимых материалов, в том числе и природного происхождения. Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) убираются в закрывающиеся ящики. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быт хорошо освещены. Для развития творчества детей в самостоятельной работе имеются наборы различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.) воспитатели определяют исходя из планировки группы. Все необходимые для работы материалы хранятся в шкафах. Для конструирования в старших группах используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убран в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной или обычной доски. |
Двигательная активность |
Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр хранятся ящиках Обручи, скакалки, шнуры размещены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. |
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей)
Режим дня
(Холодный режим):
Дома
Пробуждение, гигиенические процедуры 6.30 – 7.30
В детском саду
Утренняя встреча, осмотр, игры, утренняя гимнастика 7.00 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50
Игровая деятельность 8.50 – 9.00
Непосредственно организованная образовательная деятельность 9.00 – 10.50
Игровая деятельность, подготовка к прогулке, прогулка
(познавательно-игровая и трудовая деятельность) 10.50 – 12.25
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 12.25 – 12.35
Подготовка к обеду, обед 12.35 – 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00
Постепенный подъем, водные и закаливающие процедуры,
гимнастика после сна 15.00 – 15.20
Подготовка к полднику, полдник 15.20 – 15.35
Дополнительное образование 15.35 – 16.05
Подготовка к прогулке, прогулка 16.05 – 17.15
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 17.15 – 17.25
Подготовка к ужину, ужин 17.25 – 17.45
Самостоятельная игровая и художественная деятельность,
подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.45 – 19.00
Дома
Прогулка, возвращение с прогулки, спокойные игры 19.00 – 20.15
Гигиенические процедуры 20.15 – 20.45
Укладывание, ночной сон 20.45 – 6.30
Теплый режим:
(Летний период)
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30-07.30
В детском саду
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика 07.00-08.35
Подготовка к завтраку, завтрак 08.35-08.55
Игры, подготовка к занятию, подготовка к прогулке,
выход на прогулку 08.55-09.05
Прогулка, непосредственно образовательная деятельность,
наблюдение, подвижные игры 09.05-12.10
Возвращение с прогулки, водные процедуры 12.10-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.15
Подъем детей, игры 15.15-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Подготовка к прогулке, выход на прогулку, игры 15.40-17.20
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину 17.20-17.45
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 17.45-19.00
Дома
Прогулка 19.00-20.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры 20.15-20.45
Ночной сон 20.45-06.30
Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №10
Холодный период
День недели |
НОД |
Время |
Понедельник |
1. Мир природы 2. Развитие речи 3. Рисование |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Вторник |
1. Мир музыки 2. Лепка 3. Физическое развитие |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Среда |
1. ФЭМП 2. Рисование 3. Развитие речи |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Четверг |
1. Обучение грамоте / Чтение художественной литературы 2. ФЭМП 3. Физическое развитие |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Пятница |
1. Конструирование / Аппликация 2. Мир музыки 3. Физическое развитие на прогулке |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №10
Теплый период
День недели |
НОД |
Время |
Понедельник |
Мир музыки |
9.00 – 9.30 |
Вторник |
Физическое развитие |
9.00 – 9.30 |
Среда |
Мир музыки |
9.00 – 9.30 |
Четверг |
Физическое развитие |
9.00 – 9.30 |
Пятница |
Физическое развитие на прогулке |
9.00 – 9.30 |
Модель двигательной активности ребенка в течение дня
Мероприятия |
Время в минутах |
Утренняя гимнастика |
12 |
Хороводные, подвижные игры до занятий |
4 – 5 |
Физкультминутка |
3 |
Динамическая пауза (перерыв между занятиями) |
10 |
Двигательная деятельность на занятии |
4 |
Физкультурное занятие |
30 минут (3 раза в неделю) |
Прогулка Общие игры Игровые упражнения Индивидуальная работа Самостоятельная двигательная активность |
7 – 10 3 – 5 7 – 10 |
Самостоятельная двигательная активность |
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением воспитателя |
Бодрящая гимнастика (после дневного сна) |
20 |
Подвижные игры на прогулке |
30 – 40 (2 раза в день) |
Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня |
2часа 30мин |
Дополнительное образование |
30 |
Физдосуг |
45 – 50 (2 раза в месяц) |
День здоровья |
1 раз в месяц |
Физкультурный праздник |
60 – 90 каждый сезон |
Неделя здоровья |
Июнь, январь |
Схема закаливания:
В группе используются следующие мероприятия по закаливанию:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- физ.минутки;
- гимнастика после сна;
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж с использованием массажных мячей;
- ритмическая гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные упражнения;
- корригирующая гимнастика;
- фитотерапия;
- витаминотерапия;
- воздушное и водное закаливание.
3.3 Перечень методических пособий:
Физическое развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина.
3. Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Библиотека воспитателя).
Познавательное развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
3. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир / авт.-сост. А.В. Пугина – Волгоград: Учитель, 2008. – 249 с.
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
Речевое развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. – М.: Ц Центр педагогического образования, 2014. – 64 с.
3. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир / авт.-сост. А.В. Пугина – Волгоград: Учитель, 2008. – 249 с.
4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н., Богданова Т.Л. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. / Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 96 с.
5. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева
6. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
7. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова.
8. Развитие речи детей 5 – 7 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 с. – (Развиваем речь).
9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1991. – 128 с.: ил.
10. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 144 с. – (Сказки-подсказки).
Художественно-эстетическое развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Альбомы «Гжель», «Дымковская роспись» Детство – Пресс. Санкт – Петербург, 2007
3. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – с. 272 / Библиотека программы «Детство».
5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. – И.: ТЦ «Сфера», 2005.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 216 с., перераб. и доп.
6. Программа художественного воспитания «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова.
7. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» / И. Каплунова, Н. Новоскольцева
Социально-коммуникативное развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах / - М.: ООО «АСТЛТД», 1997.
3. Дыбина О.В. Рукотворный мир. сценарии игр-занятий для дошкольников. / - М.: Сфера, 2001.
4. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Р. Стеркина.
5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
6. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. (Вместе с детьми).
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника