ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

 .

Содержание:

Паспортпрограммы_________________________________________________3-4

Пояснительнаязаписка______________________________________________5-8

Учебно-тематическийплан___________________________________________9-10

Содержаниеизучаемогокурса________________________________________10-16

Календарно-тематический план_______________________________________17-34

Методическоеобеспечениедополнительнойобразовательнойпрограммы___ 35-36

Списоклитературыдляпедагога______________________________________  37

Списоклитературыдлядетей_________________________________________ 37

ПАСПОРТПРОГРАММЫ

Наименованиепрограммы:

Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмма(дополнительная общеразвивающаяпрограмма)пообучениючтению«По дороге к Азбуке»

Руководительпрограммы:

Панасенко Ксения Геннадьевна,воспитатель

Организация-исполнитель;Адрес организацииисполнителя

МДОУ «Детский сад №98»;

430034,РеспубликаМордовия,г.Саранск,ул.

Пр.60 лет Октября, д.24

Цельпрограммы:

Подготовитьдетейкобучениювшколе,познакомитьс буквами, как знаками записи известных им звуков,формировать и совершенствоватьнавыки слитногослоговогочтения.

Направленностьпрограммы:

Познавательно-речевая

Срокреализациипрограммы

1 год

Видпрограммы:

Уровеньреализациипрограммы:

Дополнительная, общеразвивающая

Дошкольноеобразование

Системареализацииконтролязаисполнениемпрограммы:

Ожидаемыеконечныерезультатыпрограммы:

КоординациюдеятельностипореализацииПрограммы осуществляет администрацияобразовательногоучреждения;

практическуюработуосуществляетпедагогическийколлектив.

-Сформированностьуребенкапредставленийоречевыхинеречевыхформахобщения,умениеориентироватьсявсодержанииэтогообщения,выполнятьпоручения.

- Наличие у ребенка представления о звуковой основеречи как реальной действительности; о слове, слоге,звуке,ударении(безопределения);окачественнойхарактеристике звуков (гласный, согласный, твердый,мягкий);овыразительныхсредствахречи.

  • Проявление ребенком заинтересованного отношениякзвуковойосноверечи,активноеучастиевигре,выполненииупражненийпозвуковойкультуреречи.

-Овладение ребенком планирующей и регулирующейфункциейречи:наличиеунегопредставленияомоделиипроцессемоделирования,способностькомментировать свои действия,анализироватьпроделанную работу.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмма(дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма)пообучениючтению«По дороге к Азбуке»разработана дляорганизации дополнительного образования с детьми 6-7 лет,направленанаповышение уровняготовностиобучающихсякшколе.

Актуальность.

Обучениеграмотедетей-дошкольниковобеспечиваетвозможностьнаболеераннемвозрастномэтапесформироватьразличныеучебныеумения:умениевосприниматьречьокружающих;говоритьпередтоварищами,отвечатьнавопросы;спрашивать;пересказыватьпрочитанноевзрослым,рассказыватьсодержаниепрочитанныхдетскихкниг,отдельныхиллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми впроцессезанятияпообучениюграмоте,необходимыдляуроковразвитияречившкольныйпериод. Важноеместовработесдетьмипринадлежитразвитиюречи,чтоинацеливаетнато,чтобынаучитьдетейосмысленноговорить,датьпервоначальноепонятиеоязыке,литературе,обогатитьречь,вниманиеиинтереск речи,привитьлюбовькчтению,книге.

Новизнаиактуальностьдополнительнойобразовательнойпрограммы.

Новизна данной программы заключается в углубленном обучение детей грамоте: помогает научитьдетейчитать,подготовитьихбезстрахаидтившколу,придальнейшемобучениипомочьнеразочароватьсявшкольнойжизни.Предполагаетсяиспользованиеновыхметодик преподавания, использование современных технологий.

Отличительнымиособенностямипрограммыявляются:

Наличие для реализации программы комплекта методических пособийдляпедагогаирабочихтетрадейдляребенканакаждомвозрастномэтапеобучения. Возможность гибкого использования данного комплекта педагогом вдошкольном учреждении, родителями дома,полностьюиличастично,взависимостиотконкретныхусловий,чтосоздаетальтернативужесткойрегламентированноймоделиобучения. Созданиеусловийдляоптимальногосочетанияиндивидуальнойисовместнойдеятельности детей.

Программапообучениючтению«По дороге к Азбуке»предполагается:

- развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением иразличениемфона;обучениедетейпервоначальномучтению,введениепонятия «слог»,затемпредложения,какцелого;

- подготовкабазыдляуспешногоовладения навыками написания прописных букв; обогащение детей живымивпечатлениямиотокружающейдействительности,получаемымидетьмивпроцессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточненийпредставленийдетейожизни;обеспечениеобщегоразвитиядетейпутемуглублениясодержанияизучаемогоматериала.

  Педагогическая целесообразность.

 Педагогическая целесообразностьпрограммы обусловлена тем, что обучение чтению дошкольников – это важныйэтап на пути подготовки к школе, т. к. читающие дети легче и быстрееусваивают школьную программу, проще переносятадаптационный период вначальной школе, испытывают большое чувство уверенности в своихвозможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знанийиумений. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой длявсегопоследующегообразования.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  • межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Целиизадачипрограммы.

Цель: подготовить детей кобучению в школе, познакомить с буквами, какзнаками записи известных им звуков, формировать и совершенствовать навыкислитного слоговогочтения.

  Задачи:

  Обучающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать   предлоги, распространять предложение.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Обучение чтению.
  • Формирование и развитие звукобуквенного анализа.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

   Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

  Воспитательные

      • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
      • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

 Принципыорганизацииобразовательногопроцесса:

1. Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенкомкультуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех

компонентовобразовательногопроцесса.

2. Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук(психолингвистики,языкознания,социолингвистики),ноипедагогики,решениязадач речевогоразвития.

3. Личностныйподходпозволяетрассматриватьпроцессобученияграмоте в свете целостной концепции развития личности с учетом этапов изакономерностей,психофизическихособенностейдетей,ихпотребностей.

4. Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъектразнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимаетигра,как ведущийвиддеятельности.

Ожидаемые результаты от реализации дополнительнойобразовательнойпрограммы:

- Сформироватьуребенкапредставленийоречевыхинеречевыхформахобщения,умениеориентироватьсявсодержанииэтогообщения,

- Наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальнойдействительности;ослове,слоге,звуке,ударении(безопределения);окачественной характеристике звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий); овыразительныхсредствахречи.

- Проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основеречи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуреречи.

- Овладениеребенкомпланирующейирегулирующейфункциейречи:наличие у него представления о модели и процессе моделирования,способность комментировать свои действия, анализироватьпроделаннуюработу.

Способыподведенияитоговреализациидополнительнойобразовательной программы.

Мониторинг усвоения материала проводится в конце учебного года. Сэтойцельювметодическихпособияхдаютсяпоказателиразвитиязвуковойкультурыречи,фонематическогослуха,звукопроизношенияиэлементовзвукового анализа,графическихнавыков.

Организационныеусловияреализациипрограммы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательнойпрограммы:6-7лет

Срокиреализациидополнительнойобразовательнойпрограммы:1 год

Формыорганизациидеятельности.

 Приоритетнойформойорганизациидетейназанятияхявляетсяобъединение их в малые группы по 8-10 человек или индивидуальные занятия.Этопозволяетудовлетворитьстремлениедетейкобщению,совместнымдействиями эмоциональным переживаниям.

Режимзанятий:2разавнеделю.

Продолжительностьзанятий:30минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:

знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

уметь:

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  •  выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

владеть:

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Учебно – тематический план

 1 год обучения (6-7лет)

№п/п

Темазанятия

Всегочасов

Всего занятий

Теория

Практика

1

Диагностика

Инструктаж по ТБ

5мин

25мин

2

2

 «Из чего строится наша речь?»

5мин

5мин

25мин

25мин

2

3

«Полечи букву»

5мин

5мин

25мин

25мин

2

4

Звонкийсогласныйзвук[б],[б´],

5мин

5мин

25мин

25мин

2

5

Сопоставлениезвуков[б] и[п].

5мин

5мин

25мин

25мин

2

6

Звук[г],[г´],букваГ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

7

Сопоставлениезвуков[г] и[к].

.

3мин

3мин

25мин

25мин

2

8

Звук[д],[д´],букваД.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

9

Сопоставлениезвуков[д]и[т].

5мин

5мин

25мин

25мин

2

10

Звук[й],букваЙ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

11

Сопоставлениезвуков[й]и[и].

5мин

5мин

25мин

25мин

2

12

БукваЬ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

13

Букваь(всерединесловакакзнакмягкости).

5мин

5мин

25мин

25мин

2

14

Закреплениезвуков[д],[т],[и],[й]ибуквД,Т,И,Й,Ьвконцеисерединеслова.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

15

Звук[е],букваЕ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

16

Гласныйзвук[йа],букваЯ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

17

Гласныйзвук[йу],букваЮ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

18

Гласныйзвук[йо],букваЁ.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

19

Глухой согласный звук [ц], буква Ц.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

20

Глухой согласный звук [ч], буква Ч.

5мин

5мин

25мин

25мин

2

21

Сопоставление звуков [ч] и [ц].

5мин

5мин

25мин

25мин

2

22

Звук [щ] и буква Щ

5мин

5мин

25мин

25мин

2

23

Звуки [ф],[ф], буква Ф.

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

24

Звук [э], буква Э.

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

25

Разделительный твердый знак – буква Ъ

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

26

Двойные согласные

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

27

Алфавит

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

28

Путешествие в сказочный город букв

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

29

Учимся рисовать буквы

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

30

Закрепление  пройденного материала: звуки, слоги

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

31

Закрепление  пройденного материала: слова, предложения.

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

32

Итоговое мероприятие. Мониторинг

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

2

Итого:

5 ч 20 мин

26 ч 40 мин

64

 

Содержание программы 1 год обучения (6-7 лет)

Тема №1. Диагностика.

Теоретическая часть. Выявление знания детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года.

Вводное занятие по технике безопасности.

Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ.

Тема №2 «Из чего строится наша речь?».

Теоретическая часть.Формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №3. Полечи букву.

Теоретическая часть. Закреплять умение дорисовывать недостающие элементы букв.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №4. Звонкий согласный звук звука [б],[б´], буквы Б.

Теоретическая часть.

Познакомить детей со звуками [б],[б´], буквой Б, б, продолжать учить детей находить этот звук в словах, определять звук на слух, учить детей читать слова с этим звуком и буквой, из букв составлять слова.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 5. Сопоставление звуков [б]и [п].

Практическая часть. Закрепить с детьми звуки [б],[п], продолжать учить детей делить слова на слоги, из слогов составлять слова, запоминать графический образ согласной буквы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема 6. Звук [г],[г´], буква Г.

Теоретическая часть. Дать характеристику звуку [г],[г´] и буквы Г, учить находить звук в двух позициях, читать по слоговой таблице, учить подбирать пар рифмующих слогов, развивать поэтический слух.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Занятие № 7. Сопоставление звука [г],[к].

Практическая часть. Закрепление звука [г],[к], учить детей сравнивать слова в парах, читать по слоговой таблице и по карточкам.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №8.Звук [д],[д´], буква Д.

Теоретическая часть. Знакомство детей со звуками [д],[д´], буквой Д, читать слова с этим звуком, составлять слова, формировать интерес к чтению, различать звонкие, глухие согласные, звуковой анализ слов.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №9. Сопоставление звуков [д] и [т].

Теоретическая часть. Сопоставить звуки [д] и [т], учить детей преобразовывать слова путем замены одной буквы на другую, продолжать учить детей читать по слогам, в тексте находить гласные и согласные звуки.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 10. Звук [й], буква Й.

Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [й] и буквой Й, учить детей сравнивать на слух слова, читать слова с наращиванием. Формирование словосочетания, конструирование новых слов и выделение слогов в слове.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 11. Сопоставление звуков [й] и [и].

Теоретическая часть. Сопоставление звуков [й] и [и], учить детей находить, что общего между этими звуками, учить составлять схемы слов, из букв составлять отгадки на загадки, показать детям, что количество слогов зависит от количества гласных.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 12. Буква Ь.

Теоретическая часть. Познакомить детей с буквой Ь, учить читать слова с этой буквой, продолжать образовывать новые слова, придумывать названия предметам с необычными функциями, формировать быструю реакцию на слово, учить детей отвечать точно и быстро, освоить конструирование слов.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 13. Буква Ь (в середине слова как знак мягкости).

Теоретическая часть. Продолжать знакомить детей с мягким знаком, учить читать имена по магнитной азбуке, наращивать слова, учить детей сопоставлению простых предложений.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 14.Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д ,Т, И, Й, Ь в конце и середине слова.

Теоретическая часть. Закрепить с детьми звуки [д],[т],[и],[й] и буквы. Продолжать читать слова, выкладывать буквы из конструктора, загадывать загадки, читать стихи на знакомую букву.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №15. Звук [е], буква Е.

Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [е] и буквой , учить детей находить эту букву в трех позициях, продолжать заменять    и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №16. Гласный звук [йа], буква Я.

Теоретическая часть. Познакомит детей со звуком [йа] и буквой Я, учить детей преобразовывать слова, составлять небольшие предложения с этими словами, определять мягкость и твердость этой буквы в словах, учить выделять заданный звук в словах, развивать внимание, память, воображение и мелкую моторику рук.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме

Тема № 17. Гласный звук [йу], буква Ю.

Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [йу] и  буквой Ю, находить звук в словах в трех позициях, сравнивать слова на слух, продолжать учить детей читать слова по слоговой таблице.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 18. Гласный звук [йо], буква Ё.

Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [йо] и буквой Ё, учить детей выкладывать слова из разрезной азбуки, знать мягкость и твердость согласного звука.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №19. Глухой согласный звук [ц], буква Ц.

Теоретическая часть. Познакомить детей с глухим согласным звуком [ц] и буквой Ц, продолжать учить детей определять место звука в трех позициях, учить по схемам выкладывать все гласные буквы.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №20. Глухой согласный звук [ч], буква Ч.

Теоретическая часть. Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч] и буквой Ч, учить детей приводить примеры слов с этим звуком в трех позициях, развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №21. Сопоставление звуков [ч]и [ц].

Теоретическая часть. Сопоставить звуки [ч] и [ц], определять, сколько слогов в словах, знать ударный слог.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме

Тема №22. Звук [щ] и буква Щ.

Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [щ] и буквой Щ, дать понятие, что звук – глухой согласный, продолжать учить детей читать по слогов в таблице развивать         психические        процессы   внимания, памяти, мышления, формировать умение соотносить     название    буквы с ее изображением.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №23. Звуки [ф],[ф], буква Ф.

Теоретическая часть. Познакомить детей с глухим согласным звуками [ф],[ф] и

буквой Ф, определить место звука в словах в трех позициях, продолжать учить детей читать по карточкам.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 24. Звук [э], буква Э.

Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [э] и буквой Э, дать понятие, что этот звук – гласный, придумывать слова с этим звуком в трех позициях, учить составлять слова – отгадки на загадки.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 25. Разделительный твердый знак – буква Ъ.

Практическая часть. Познакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками, учить детей наращивать слова, составлять предложения формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывание.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №26. Двойные согласные.

Теоретическая часть. Познакомить детей со словами, где есть двойные согласные, и учить их выкладывать из разрезной азбуки, читать слова, учить детей дописывать недостающую часть слова.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №27. Алфавит.

Теоретическая часть. Познакомить детей с алфавитом, знать, из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 28. Путешествие в сказочный город букв.

Теоретическая часть. Закрепить с детьми понятия: звуки и буквы, гласные и согласные буквы, разделение звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие; продолжать учить составлять простые слова из слогов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас, воспитывать любовь и уважение к родной речи.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №29. Учимся рисовать буквы.

Теоретическая часть.Учиться правильно, аккуратно рисовать буквы. развивать мелкую моторику; следить за осанкой во время рисовании.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема №30 Закрепление пройденного материала: звуки, слоги.

Теоретическая часть учить узнавать букву в любом положении; продолжать учить слоговому чтению; пополнять словарный запас, способствовать речевому развитию дошкольника, учить различать твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, выделять слоги, конструировать слова.

Практическая часть. Упражнять детей в чтении слогов, четко проговаривать звуки

  Тема №31. Закрепление пройденного материала: слова, предложения.

Теоретическая часть. Упражнять детей в чтении слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных, пробуждать интерес к

слову, пробуждать фонематический слух.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Тема № 32. Итоговое занятие. Мониторинг.

Практическая часть. Учить детей «вышивать» буквы и несложные слова ориентироваться        в        пространстве;     развивать  внимание,  мышление, память, воображение и мелкую моторику рук.

Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.

Календарно – тематический план

Месяц, неделя

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Формы

работы с детьми

Методы обучения

Совместная деятельность с родителями

10

1

Неделя

Диагностика

Выявление знания детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года.

Фишки, картинки – схемы.

Игры “Поезд” “Живые звуки” “Эхо” “Весёлая азбука” ”Домик’’ «Лишнее слово»

Беседа.   Практическое занятие

Беседа с родителями о развитие речи детей.

Инструктаж по технике безопасности

Научить, пользоваться простыми инструментами, соблюдать технику

безопасности;

Развивать аккуратность, фантазию, воображение;

Воспитывать чувство взаимопомощи

Предметные картинки, схемы,

Беседа.   Практическое занятие

2

неделя

«Из чего строится наша речь?»

Закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему;

Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.

«Кто

внимательный?»,

«Поймай конец и

продолжай».

Беседа.   Практическое занятие

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения в семье».

«Из чего строится наша речь?»

Формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении

Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.

“Назови первый звук”, ”Эхо”, ”Назови лишнее слово”, разучивание чистоговорок , игра”Домик”.

Беседа.   Практическое занятие

Памятка для родителей «Страна букв»

3

неделя

Звонкий согласный звук звука [б],[б´], буквы Б.

Знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас;

Схема слова, разрезная азбука.

1.Дидактическая игра «Назови братца».

2.Составление скороговорок».

3.«Выдели звук».

4.Игровая ситуация «Покажи букву

Беседа.   Практическое занятие

Беседы с родителями «Родитель – пример для подражания».

Звонкий согласный звук звука [б],[б´], буквы Б. Закрепление темы

упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание.

Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.

1.Рассказыванте по картинке «Строим дом».

2.Дидактическая игра «Чей дом?»

3.Дидактическая игра «Догадайся сам».

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

4 неделя

Сопоставление звуков [б]и [п].

Закрепление  четкого  произношения  и  различения  звуков  П-Б в  словах, слогах, фразах. деление  слов  на  слоги

Разрезная азбука, схема слова, фишки звуки.

1. Игра «Назови слово».

2. «Здравствуй  князь ты мой прекрасный».

3. Графическое изображение предложения.

4.Дидактическая игра «Кто же это был?

Беседа.   Практическое занятие

Консультация «Воспитание культуры поведения в семье».

Сопоставление звуков [б]и [п].

Упражнение  в  образовании  ум.-ласк.  формы.

Знакомство  с  буквой  Б и П, чтение  слогов  и  слов, письмо.Развитие  фонем.атического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.

1.Игра «Построить дом»

2.Игра «Живые буквы».

3.Скороговорка.

4. Работа с предложениями

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

11

1

неделя

Звук [г],[г´], буква Г.

Знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов;

Разрезная азбука, слоговая таблица.

1.Загадки.

2.Игра, «Какой звук гласный?»

3.Игра, «Какой звук потерялся?».

4.Чистоговорки из картотеки.

Беседа.   Практическое занятие

Консультация «Нравственные уроки народных сказок».

Звук [г],[г´], буква Г Закрепление темы

Учить определять место звука в словах, учить анализировать слова, читать слоги и простейшие слова.

Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки.

1. Фонетическая игра «Кто внимательнее».

2.Игра «Живые буквы».

3.Скороговорка.

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

2

неделя

Сопоставление звука [г],[к].

Закрепление  четкого  произношения  и  различения  звуков  К-Г, различение звонких  и  глухих  согласны,.

Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки.

1.Игра «Наоборот».

2.Игра «Узнай по голосу».

3.Игра «Слово можно прошагать»

Беседа.   Практическое занятие

Семинар-практикум «Фонематический слух- основа

речи»

Сопоставление звука [г],[к].

Закрепление темы

Употребление  сложных предлогов. деление  слов  на  слоги. Закрепление согласования прилагательных с существительными, чтение  слогов  и  слов, печатание.

Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки

1.Игра «Докончи слово».

2.Игровое упражнение.

3.Игра «Подскажи Петрушке звук».

Беседа.   Практическое занятие

Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных.

3

неделя

Звук [д],[д´], буква Д.

Знакомство с буквой Д,продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас

Разрезная азбука, слоговая таблица, схемы слова.

1Игра «Капитаны».

2.Игра «Какое слово задумано?»

3.Работа со словарем «Кто придумает больше слов со звуком Д

Беседа.   Практическое занятие

Рекомендации родителям к чтению сказок о богатырях.

Звук [д],[д´], буква Д.

Закрепление темы

Уточнить артикуляцию звуков [д-д1];упражнять в проведении звукового анализа;

Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки

1.Игра «Как сказать правильно».

2.Игра «Что вокруг нас?»

3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

4

неделя

Сопоставление звуков [д] и [т].

Учить детей дифференцировать звуки [д-т], [д'-т'] развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание;

Разборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки.

1.Дидактическая игра «Отгадай слово».

2.Игра «Если бы мы были художниками».

3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений.

4.Игра «Вороны».

Беседа.   Практическое занятие

Поиграть с ребенком в игру «Угадай первый звук».

12

1 неделя

Сопоставление звуков [д] и [т].

Закрепление темы

Развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж),

Разборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки.

1.Фонетическая игра «Перекличка»

2.Игра «Магазин»

3.Игровое упражнение «Угадай-ка».

4.Скороговорка.

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

2

неделя

Звук [й], буква Й.

Знакомство с буквой Й, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас;

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Игра «Поменяли твоё имя».

Беседа.   Практическое занятие

Поиграть в игру «Кто больше назовет слов со звуком «Л».

Звук [й], буква Й.

Закрепление темы

Уточнить артикуляцию звука [j]; упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои; закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове; познакомить с буквой Ий; закреплять образ буквы.

Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей.

Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Игра «Поменяли твоё имя

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

3

неделя

Сопоставление звуков [й] и [и].

Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас;

Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода.

Чтение слоговой цепочки.

Беседа.   Практическое занятие

Проиграть с детьми в ситуацию «Найди короткое слово».

Сопоставление звуков [й] и [и].

Закрепление темы

Упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного,  развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память

Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода

Игра «Кто  увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине.

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

4

неделя

Буква Ь.

Знакомство с разделительным мягким знаком,продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки.

Игра «Кто  увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

Буква Ь.

Закрепление темы

Развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие,  фонематический анализ и синтез, внимание.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ь

Беседа.   Практическое занятие

Рекомендации родителям к проведению артикуляционной гимнастики.

5 неделя

Буква Ь (в середине слова как знак мягкости).

Познакомить с буквой ь; показать, что после согласных звуков он обозначает мягкость согласного звука.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины

Составляют самостоятельно схему предложения. Заканчивают слово одним звуком, слогом.

Беседа.   Практическое занятие

Буклет «Как учить звуко-буквенному анализу»

Буква Ь (в середине слова как знак мягкости).

Закрепление темы

Продолжать ознакомление с буквой Ь. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза предложений.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, наборное полотно.

4. Игровое упражнение «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в  стихах, развивать чувство ритма.

5. Д/и «Стоп, флажок, остановись!». Цель: Закрепить понятия «слово», «звук», «буква», «предложение».

Беседа.   Практическое занятие

Консультация «Игры для речевого развития детей».

01

2

неделя

Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д ,Т, И, Й, Ь в конце и

середине слова.

Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить читать слоги и слова, делать звуковой анализ слова, составлять предложения, развивать речь детей.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Д/и «Кто внимательный?».. Закрепить названия овощей и фруктов.

 Игровое упражнение «Назови пару». Занимательное упражнение «Что нам Карлсон принёс».

Беседа.   Практическое занятие

Консультация «Игры для речевого развития ребенка».

Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д ,Т, И, Й, Ь в конце и

середине слова.

Повторение темы

Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

 Игровое упражнение «Цепочка слов»

 Д/и «Не разорви бусы».

Беседа.   Практическое занятие

3

неделя

Звук [е], буква Е.

Познакомить с гласной буквой Ёё; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jо], а после согласных звук [о] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей.

Игровое упражнение «Ждём друзей в гости».

 Д/и «Скажи, какое».

Фонетическая игра «Назови слово»..

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

Звук [е], буква Е.

Закрепление темы

Продолжить ознакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Д/и «Кто увидит больше всех?».

Д/и «Кто кем хочет стать?». Цель: Учить употреблять трудные формы глаголов.

Беседа.   Практическое занятие

Индивидуальные беседы

4

неделя

Гласный звук [йа], буква Я.

Познакомить со смягчением согласных при помощи гласной Я, закреплять навык чтения слогов и слов; развивать зрительное и тактильное восприятие; сопоставлять букву и её графический образ;

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Д/и «Звук заблудился».

Д/и «Найди место звука в слове».

Д/и «Один - много».

Беседа.   Практическое занятие

Гласный звук [йа], буква Я.

Закрепление темы

Продолжать знакомить с гласной буквой Яя; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jа], а после согласных звук [а] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Слоговая таблица, разрезная азбука

Чтение слоговой цепочки.

Беседа.   Практическое занятие

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»

5

неделя

Гласный звук [йу], буква Ю.

Познакомить с гласной буквой Юю; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jу], а после согласных звук [у] и обозначает мягкость согласного звука.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины.

Игра «Кто  увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине.

Беседа.   Практическое занятие

02

1 неделя

Гласный звук [йо], буква Ё.

Познакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении глаголов по лицам.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины.

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ё

Беседа.   Практическое занятие

Индивидуальные беседы

2

неделя

Глухой согласный звук [ц], буква Ц

Знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас,

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Физминутка «Ветер»

Д/и «На что похожа буква Ц

Печатание букв, слогов, слов. Чтение букваря

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице

Глухой согласный звук [ц], буква Ц

Закрепление темы

Уточнить артикуляцию звуков [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложение по опорным словам; упражнять в умении составлять слова из слогов; познакомить с буквой Цц; закреплять образы букв, готовить руку к письму.

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игра «Чудесный мешочек»

Игры: «Подскажи словечко»,

«Соедини правильно» Фонетический

разбор слов

Беседа.   Практическое занятие

Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся звуковому анализу и синтезу слов".

3

неделя

Глухой согласный звук [ч], буква Ч.

Знакомство с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас.

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игра «Где наш дом?» Игры: «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово»

Беседа.   Практическое занятие

Индивидуальные беседы

Глухой согласный звук [ч], буква Ч.

Закрепление темы

Уточнить артикуляцию звуков [ч1]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; познакомить с буквой Чч; закреплять образы букв, готовить руку к письму.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Телеграф».

Игры: «Слово, схема», «Звук, буква,

слово», «Найди букву»

Беседа.   Практическое занятие

Консультация

«Домашняя библиотека»

4

неделя

Сопоставление звуков [ч]и [ц].

Формировать умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;

дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;

упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игры: «Кто катается на карусели»,

«Какой звук потерялся», «Допиши

правильно».

Беседа.   Практическое занятие

Индивидуальные беседы

Сопоставление звуков [ч]и [ц].

Закрепление темы

Упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц, учить выделять звук (Ч и Ц) в начале, середине, конце слова;

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины.

Игровые упражнения: «Допиши

буквы и прочитай слова», «Составь и

запиши предложения».

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице

5

неделя

Звук [щ] и буква Щ

Знакомство с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление;

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Кто больше?», игры: «Схема –

слово», «Раздели правильно», «Звуки

и буквы»

Беседа.   Практическое занятие

Помощь в изготовлении методического пособия

03

1 неделя

Звуки [ф],[ф], буква Ф.

Знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление;

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко»

Беседа.   Практическое занятие

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте".

2

неделя

Звук [э], буква Э.

Знакомство с буквой Э,продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов;

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игры: «Слушай, смотри, пиши»,

«Буквы рассыпались», «Подскажи

словечко»

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице

Звук [э], буква Э.

Учить выделять звук [э] из речи. Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков. Познакомить с буквами Ээ. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Лого». Игры: «Напиши

правильно», «Кто больше». Чтение

предложения

Беседа.   Практическое занятие

Консультация « Учим говорить детей правильно»

3

неделя

Разделительный твердый знак – буква Ъ

Знакомство с разделительным твердым знаком,продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игры: «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов значками.

Беседа.   Практическое занятие

Индивидуальные беседы.

Разделительный твердый знак – буква Ъ

Продолжать знакомить с буквой ъ; показать, что после согласных звуков он обозначает твердость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Где спрятался звук?»

Игры: «Загадки и отгадки»,

«Определи место звука в слове»,

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице

4

неделя

Двойные согласные

Закрепление изученных звуков и букв. Упражнение в составлении и распространении предложений

Развитие  фонематического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игры:«Загадки и отгадки»,

«Соедини правильно», «Буквы

рассыпались».

Беседа.   Практическое занятие

Помощь в изготовлении методического пособия

04

1 неделя

Алфавит.

Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Вертолина»

Знакомство с Алфавитом

Беседа.   Практическое занятие

Мастер-класс «Путешествие по стране звуков и слов»

Алфавит.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игра «Цепочка»

Игры: «Подскажи словечко»,

«Предмет, слово,

Беседа.   Практическое занятие

2

неделя

Путешествие в сказочный город букв.

Закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины.

Игра «Где наш дом?» Игры: «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово»

Беседа.   Практическое занятие

Беседа « Определение гласных и согласных звуков.

Путешествие в сказочный город букв

Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игры: «Кто катается на карусели»,

«Какой звук потерялся», «Допиши

правильно».

Беседа.   Практическое занятие

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице

3

неделя

Учимся рисовать буквы.

Закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игровые упражнения: «Допиши

буквы и прочитай слова», «Составь и

запиши предложения».

Беседа.   Практическое занятие

Помощь в изготовлении методического пособия

Учимся рисовать буквы.

Закреплять умение дорисовывать недостающие элементы букв.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Чудесный мешочек»

Игры: «Подскажи словечко»,

«Соедини правильно»

Беседа.   Практическое занятие

Беседа "Учимся, играя".

4 неделя

Закрепление пройденного материала: звуки, слоги.

Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог». Учить называть слова с заданным слогом.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины.

Игры: «Подскажи словечко»,

«Соедини правильно».

Составление предложения и его

графическая запись

Беседа.   Практическое занятие

Индивидуальные беседы

Закрепление пройденного материала: звуки, слоги.

Развитие  фонематического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

Воспитание навыков самоконтроля за правильным произношением звуков.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Лого». Игры: «Напиши

правильно», «Кто больше». Чтение

предложения

Беседа.   Практическое занятие

05

1 неделя

Закрепление пройденного материала: слова, предложения

Закреплять представления детей о слове. Формирование понятия о предложении. Закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Игра «Где спрятался звук?»

Игры: «Загадки и отгадки»,

«Определи место звука в слове»,

«Допиши и прочитай».

Фонетический разбор слов

Беседа.   Практическое занятие

Консультация-практикум по обучению грамоте

«Развитие графомоторных навыков у детей»

2

неделя

Закрепление пройденного материала: слова, предложения.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Учить детей пересказывать прочитанный текст. Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

Игра «Где спрятался звук?»

Игры: «Загадки и отгадки», «Как

зовут девочку». Чтение предложения

и его графическая запись

Беседа.   Практическое занятие

Мастер-класс « Игры с буквами»

3

неделя

Итоговое занятие с детьми

Формирование навыка чтения слогов, слов с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом.

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

.

Игра «Телеграф».

Игры: «Напиши правильно», «Как

зовут девочку и мальчика».

Чтение слов и их графическая

запись

Беседа.   Практическое занятие

Итоговое открытое занятие «Что мы знаем и умеем»

Итоговое занятие для родителей

Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово. Учить называть слова с заданным звуком.

Совершенствовать навык чтения детей.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

«Кто у кого?»,

«Отгадай мое

слово»,

«Кто

внимательный?»

Беседа.   Практическое занятие

Открытое занятие в конце года.

Родительское собрание "Результаты детей".

4 неделя

Мониторинг

Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года.

Печатание буквы  с интервалом в одну клетку.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

Беседа.   Практическое занятие

Материально-техническое и методическое обеспечение

образовательнойпрограммы

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

  • изучение нового материала;
  • закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
  • проверочные занятия (в конце полугодия);
  • комплексные.

Занятия по обучению грамоте структурно выглядят так:

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
  • постановка цели занятия;
  • организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
  • анализ деятельности детей;
  • подведение итогов занятия.

Приемы и методы организации.

В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);

- практический (игра, упражнения).

В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.

  • Дидактический материал. 

Дидактические игры:

Дидактический материал:

  • подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
  • магнитная азбука (демонстрационная);
  • касса букв и слогов (раздаточный материал);
  • рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (2 части, раздаточный материал);
  • индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки;
  • карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
  • плакаты «Алфавит»;
  • индивидуальные карточки: каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;
  • таблицы со слогами и словами;
  • наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.

Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал.

Списоклитературыдляпедагогов:

1. Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГОПИСЬМА. Длядетей5-6 лет:тетрадь.Часть1;Часть2-Екатеринбург:ООО«Литур-опт»,

2. ВолковаГ.А.Логопедическаяритмика. М.,2015

3. Гомзяк О.С.. Развитие связной речи у шестилетних детей.-М .:Сфера,20144.Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. - М .: Эксмо, 20155.КрупенчукО.И.. Пальчиковыеигрыдля детей.С.П.:Литера,2014

            6. Нищева Н.В.. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс 20157.ПожиленкоЕ.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2014

8.Сказкаовеселомязычке.М.:Издательскийдом«Карапуз»,2014

9. Серия тетрадей «Папка дошкольника» «Чтение с увлечением».

10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематическоговосприятияи

навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

11. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,2016.

12. Чадасина,Л.Я.Звукинавсеруки.

13. Логопедическая         работа       по     преодолению                 нарушенийслоговойструктуры словудетей/З.Е.Агранович.

14. Астафьева,Е.О.Играем,читаем,пишемОбучениедошкольниковграмоте.

Длязанятийсдетьми3-7лет.Пособиедля педагогов/Е.О. Астафьев.

Списоклитературыдлядетей:

1. Бурдина,С.В.Тетрадьсзаданиямидляразвитиядетей«Изучаемграмоту»

2. Козырева,Л.М.«Какнаучитьсячитать».Детскийсад:деньзаднем.

3. Крупенчук, О. И. «Учим буквы»   (Пособие для детей, родителей и воспитателей).

4. «Словаипредложения»(Практическоеприложение).Детскийсад:деньзаднем.

Развивающиеигрыдлядетей:

1. Евсеева,М.Ю.«Азбука».Настольнаяигракпрограмме.

2. Настольнаяигра.Издательство«Малыш»«Дрофа»

3. Развивающаяиградлядетей2-7лет«Учись,играя!»«Сложиузор».

Мониторинг результатов обучения ребенка по программе

(подготовительнаягруппа)

№п/п

Ф.И.Р

Знаниебукв

Деление

звуков      на

гласные                  исогласные

Деление

звуков       на

твердые      имягкие

Умениясоставлятьпредложения

посхеме

Деление слованаслоги

Знаниеударения

Уровеньчтенияслитно

по

слогам

Уровеньзнаний

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Уровниосвоенияпрограммы

Низкий.Различаетсловоизвук.Выделяетзвукивсловетолькоспомощьювзрослого;неразличаетгласныеисогласные,твердыеимягкиезвуки.Пассивен вработе со схемамиимоделями.

Средний. Ребенок владеет простым предложением, в построении сложныхзатрудняется.Допускаетошибкивзвуковоманализеслов,затрудняетсявдифференцировкетвердыхимягкихзвуков.

Высокий.Проявляетинтерескязыку,самостоятельнопроизноситзвуковойанализодносложноготрехзвуковогословасиспользованиеммоделиисхемы,различаетгласныеисогласные,твердыеимягкиезвуки,активноучаствуетвсоставлениипредложений по «живой модели».

 

Программа занятий

 Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы по 8-10 человек или индивидуальные занятия.Этопозволяетудовлетворитьстремлениедетейкобщению,совместнымдействиями эмоциональным переживаниям.

Режимзанятий:2разавнеделю.

Продолжительностьзанятий:30минут.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie