Старшие группы: Логопедическая группа №1 "Солнечные зайчики"
Педагоги группы



Обучающая программа
СОДЕРЖАНИЕ
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………...2
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………...2
1.2 Цель и задачи реализации Программы ………………………………………2
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы ……………………….4
1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы …….4
1.5 Планируемые результаты освоения Программы …………………….. …….5
1.6 Способы определения результативности реализации Программы………..11
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………12
2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе ……………………...12
2.2 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в группе ………………………………….12
2.3 Формы, способы, методы, средства реализации программы в группе …...14
2.4 Содержание коррекционной работы с детьми подготовительной группы..16
2.5 Взаимодействие с семьёй и социумом ……………………………………..21
2.6 Планирование работы с детьми ……………………………………………..22
2.7 Модель организации совместной деятельности учителя – логопеда с
воспитателями …………………………………………………………….......22
2.8 Особенности организации совместной деятельности учителя- логопеда с
воспитателями…………………………………………………………………22
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………….24
3.1 Сетка расписание занятий …………………………………………………..24.
3.2 Перечень методических пособий ……………………………………………25
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи с 6 до 7 лет представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
- Конвенцией ООН о правах ребенка,
- Декларацией прав ребенка,
- Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
- разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому
1.2 Цель и задачи реализации «Программы»
Цель- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивая стартовых возможностей детей с речевыми проблемами
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.
1.3 Принципы формирования «Программы»
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ., гл., реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.
Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:
- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,
- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,
- склонение сущ. ср.р.,
- неправильное соотнесение сущ. и мест.,
- ошибочное ударение в слове,
- ошибки в беспредложном и предложном управлении,
- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.
Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.
В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.
У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
1.5 Планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры
Логопедическая работа
Ребенок:
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
умеет составлять творческие рассказы;
осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом,
народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие
Ребенок:
обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);
Речевое развитие
Ребенок:
самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
объясняет значения знакомых многозначных слов;
пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);
умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;
эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
имеет элементарные представления о видах искусства;
воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
сопереживает персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
Ребенок:
выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; выполняет разные виды бега;
сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
1.6 Способы определения результативности реализации Программы
В логопедической группе углубленное логопедическое обсле-дование детей осуществляется учителем-логопедом. Углубленная диагностика проводится в течение сентября. Задачами углубленного логопедического обследования являются выявле-ние особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопо- ставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использова- нием в речевой деятельности). Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптиро-вать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Речевая карта к Программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет. После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка со-ставляется таблица состояния общего и речевого развития детей. Оценка про- межуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних ка- никул и в конце учебного года. В это время учитель-логопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей. Мониторинг общего развития детей осуществляется так же воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале учебного года. Воспитатели заполняют ли-сты индивидуального развития детей. Мониторинг освоения программы осуществляется совместно учителем- логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания. Воспитатели заполняют листы оценки освоения программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе
Направление развития |
Вид детской деятельности |
Формы образовательной деятельности |
Продолжительность, кол-во в неделю |
Социально- коммуникативное развитие |
Игровой |
- дидактическая - театрализованная игра |
25 мин. 5 раз в неделю |
Познавательное развитие |
Познавательно - исследовательский |
- беседа - наблюдение - экскурсии - игры с правилами |
40 мин. 5 раз в неделю |
Речевое развитие |
Коммуникативный |
- беседа - ситуативный разговор - составление и отгадывание загадок - сюжетные игры - игры с правилами |
30 мин. 3 раза в неделю |
Физическое развитие |
Двигательный |
- артикуляционная гимнастика - дыхательная гимнастика - пальчиковая гимнастика - физкультминутка |
50 мин. 5 раз в неделю |
Художественно- эстетическое развитие |
Коммуникативный |
- демонстрация |
30 мин. 3 раза в неделю |
2.2 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Направление развития |
Методическое пособие |
Наглядно- дидактическое пособие |
Рабочие тетради |
Социально- коммуникативное развитие |
- Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у де тей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. - Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. - Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. –. - Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1, 2, 3 периоды. |
-Звучащие игрушки-заместители. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов -Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, |
- Тетрадь « Подготовка к письму» 1, 2 ч. - Тетрадь «Обучение грамоте» 1, 2 ч. - Альбом Н. ЭТеремковой «Домашнее логопедические задания для детей с ОНР 5-7 лет» |
Познавательное развитие |
- Овчинникова Т.С. Васильева И.Ю.Волшебная книга игр. — СПб.: Речь, 2010. - Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников - Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой |
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам. -. Разнообразный счетный материал. |
- «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 - Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»), |
Речевое развитие |
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»).. - Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. |
Зеркало с лампой дополнительного освещения. Скамеечка или 3–4 стульчика для занятий у зеркала. Комплект зондов для постановки звуков.. Комплект зондов для арт. массажа. . Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. Спирт. Дыхательные тренажеры, |
Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения101. 10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения102. 11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи103. 12. «Мой букварь»104. |
Физическое развитие |
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - . Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и паузам. — СПб., - Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду -ОвчинниковаТ.С.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. |
-Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, -.Разрезные картинки и пазлы (8 – 12 частей). -.Массажные мячики разных цветов и размеров. |
|
Художественно- эстетическое развитие |
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. – Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. – Нищева Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошколь-ников. - Нищева Н. В. Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. |
Книжки-самоделки. Картотека загадок, скороговорок, пословиц, поговорок Картины изображением природы |
– Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (6-7 лет). - Альбомы из серии «Путешествие в мир живописи |
2. 3 Формы, способы, методы, средства реализации программы в группе
Направление развития |
Формы реализации программы |
Способы |
Методы |
Приёмы |
||
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Взаимодействие с семьёй |
||||
Социально- коммуникативное развитие |
Игра Беседа Диалог |
Игры в развивающих уголках группы Сюжетно-ролевые игры Индивидуальные игры Совместные игры Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками Выполнение гигиенических процедур Самообслуживание Трудовая деятельность Рассматривание тематических альбомов |
Консультации Беседа Анкетирование Опрос |
Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Рассматривание Игра День открытых дверей Игротека |
Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа |
Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание чтения; слушание грамзаписи; разучивание, драматизация, просмотр театра; развлечение; |
Познавательное развитие |
Эксперимент Дидактическая игра Викторина Экскурсия |
Самостоятельные игры в уголках группы Сюжетно-ролевые игры Рассматривание книг, картинок, тематических альбомов Развивающие настольно-печатные игры Дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки) Наблюдения Экспериментирование (игры с водой и песком, природным материалом и т.д.) |
Консультации Беседа Анкетирование Опрос |
Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация |
Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа Вопрос-ответ |
Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок |
Речевое развитие |
Читая и разучивая стихи и сказки Составление описательного рассказа |
Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений74 Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений Самостоятельная работа в уголке книги Совместные игры |
Консультации Беседа Анкетирование Опрос |
Беседа после чтения Рассматривание Игровая ситуация Дидактические игры Тематическая беседа |
Игровой Наглядный практический Чтение Беседа Показ Диалог Прослушивание Повторение |
Дидактические, настольно-печатные игры |
Физическое развитие |
Постройки Дидактические упражнения |
Консультации Беседа Анкетирование Опрос |
Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Интегративная деятельность Соревнование Праздник |
Рассматривание Наблюдение Показ Игра Повторение Выполнение |
Пальчиковые игры, музыкальноритмические игры. |
2.4 Содержание коррекционной работы с детьми подготовительной группы.
В группу детей с нарушением речи (ОНР) принимаются дети от 5 до 7 лет, направленных по решению МУ «ГПМПК». Группа комплектуется разновозрастная. Количество детей в группе – 19 человек (7 детей обучаются по 2 году обучения, 12 детей по первому году обучения).
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Как правило, первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы.
Занятия по устранению ОНР учитель-логопед проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит утром и вечером. С детьми ОНР проводятся следующие виды занятий:
- фронтальные – проводит учитель-логопед и воспитатель;
- индивидуальные – проводит учитель-логопед и воспитатель (по коррекции звукопроизношения).
На работу со старшей подгруппой детей учитель-логопед отводит 25 минут, в подготовительной к школе подгруппе — 30 минут. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по группам проводится в понедельник, вторник, четверг, пятницу в первой половине дня. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.
Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью.
Занятия воспитателя строятся с учетом намеченной к прохождению темы. Главным для воспитателя является осуществление задач типовой программы: он сообщает необходимый, доступный пониманию детей объем знаний по той или иной теме на занятиях по формированию целостной картины мира и коммуникации, проводит работу по обогащению и активизации словаря, уточнению и развитию математических представлений.
Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
Режимные моменты проводятся так, чтобы оказывать прямое и косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером. Они способствуют укреплению физического состояния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
1. Образовательная область «Речевое развитие»
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
- Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.
2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Восприятие художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
3. Образовательная область «Физическое развитие»
- Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
4. Образовательная область «Познавательное развитие»
- Сенсорное развитие.
- Развитие психических функций.
- Формирование целостной картины мира.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Развитие математических представлений.
Предметно-пространственная развивающая среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Необходимо продумать дополнительное освещение каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.
В логопедической группе, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете учителя-логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Особое внимание должно быть уделено оформлению предметно-пространственной среды на прогулочном участке логопедической группы. Предметно-пространственная среда прогулочного участка должна обеспечивать возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.
2.5. Взаимодействие с семьей и социумом
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. Родительское собрание. Тема: «Характеристика речи детей с ОНР» (на втором году обучения) 2. Итоги обследования речи детей с ОНР на втором году обучения. 3. Цели I периода обучения. 4. Как правильно учить детей читать по слогам (рекомендации) 5. Консультация ««Играем пальчиками – развиваем речь» 6. Памятка по проведению звуко-буквенного анализа. 7. Ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий 8. Открытое занятие по обучению грамоте «В гостях у трех поросят (Звуки Н, Н'. Буква Н) |
I период |
Учитель- логопед |
1. Родительское собрание. Тема: «Готов ли ваш ребенок к школе?» 2. Консультация по данной теме. 3. Результаты индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения: индивидуальные рекомендации по автоматизации звуков в домашних условиях. 4. Цели II периода обучения. 5. Ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий: требования к выполнению разных видов упражнений. 6. Родительские «пятиминутки» |
II период |
Учитель- логопед |
1. Родительское собрание. Тема: «Итоги работы второго года обучения» 2. Ознакомление родителей с результатами индивидуальной и фронтальной логопедической работы 3. Консультация «Что нужно знать о заикании» 4. Открытое занятие для родителей по итогам коррекционной работы 5. Рекомендации по выбору школы |
III период |
Учитель- логопед |
2. 6 Планирование работы с детьми
- Примерно – годовое планирование
- Календарно – тематическое планирование
2.7 Модель организации совместной деятельностиучителя – логопеда
с воспитателями
2.8 Особенности организации совместной деятельности учителя ля – логопеда с воспитателями
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, учитель-логопед рекомендует им занятия с тремя-четырьмя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учителя-логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Сетка расписание занятий
Дни недели |
Время |
Деятельность |
Понедельник |
9.00 – 9.25 9.35-10.00 10.10.- 12.00 |
Коррекционно развивающая деятельность по звукопроизношению (Подготовительная) Коррекционно развивающая деятельность по развитию речи (Старшая группа) Индивидуальная работа |
Вторник |
9.00 – 9.25 9.30 – 9.55 10.10- 12.00 |
Коррекционно развивающая деятельность по развитию речи (Подготовительная) Коррекционно развивающая деятельность по звукопроизношению (Старшая) Индивидуальная работа |
Среда |
14.00 – 15.30 15.40 – 16.10 16.20 -17.30 |
Оформление докуметации Коррекционно развивающая деятельность по обучению грамоте (Подготовительная) Индивидуальная работа |
Четверг |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.05 10.10.– 12.00 |
Коррекционно развивающая деятельнось по развитию речи (Подготовительная) Коррекционно развивающая деятельнось по развитию речи (Старшая группа) Индивидуальная работа |
Пятница |
9.00 – 9.25 9.40 – 12.00 |
Коррекционно развивающая деятельность по звукопроизношению (Подготовительная) Индивидуальная работа |
3.2 Перечень методических пособий
☺ Программа обучения детей с недоразвитием речи ( в подготовительной группе). – М., Просвещение, 1978
☺ Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН. – М., Просвещение , 1986
☺ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., «Альфа», 1993
☺ Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., «Просвещение», 1986
Технологии
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: «Гном - Пресс», 1999
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М.: «Гном - Пресс», 1999
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР. М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 2000
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2001
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 1998
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М.: «Гном и Д», 2001
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – М., 1999
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.:»Детство – Пресс», 2002
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет. – М.: «Гном и Д», 2001
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника