Старшие группы: Логопедическая группа №1 "Солнечные зайчики"

5—7 лет

Педагоги группы

Воспитатель высшей категории
Гущарина Лариса Алексеевна
Педагогический работник
Коренева Аександра Владимировна

Обучающая программа

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  …………………………………………………………...2

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………...2

1.2 Цель и задачи реализации  Программы ………………………………………2

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы  ……………………….4

1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы …….4

1.5 Планируемые результаты освоения Программы  …………………….. …….5

1.6 Способы определения результативности реализации Программы………..11

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………12

2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе ……………………...12

2.2 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию

      образовательной деятельности в группе    ………………………………….12

2.3 Формы, способы, методы, средства реализации программы в группе …...14

2.4 Содержание коррекционной работы с детьми подготовительной группы..16

2.5 Взаимодействие с семьёй и социумом  ……………………………………..21

2.6 Планирование работы с детьми ……………………………………………..22

2.7 Модель организации совместной деятельности учителя – логопеда с

воспитателями …………………………………………………………….......22

2.8 Особенности организации совместной деятельности учителя- логопеда с

воспитателями…………………………………………………………………22

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  ………………………………………….24

3.1 Сетка расписание занятий …………………………………………………..24.

3.2 Перечень методических пособий ……………………………………………25

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ

1.1. Пояснительная записка

         Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи с 6 до 7 лет представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Программа составлена в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»,

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,

- Конвенцией ООН о правах ребенка,

- Декларацией прав ребенка,

- Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

-  разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому

1.2 Цель и задачи реализации «Программы» 

Цель- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивая стартовых возможностей детей с речевыми проблемами

Задачи:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

1.3  Принципы формирования «Программы»

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ., гл., реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.

Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.

Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:

- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,

- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,

- склонение сущ. ср.р.,

- неправильное соотнесение сущ. и мест.,

- ошибочное ударение в слове,

- ошибки в беспредложном и предложном управлении,

- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.

Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.

В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.

У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Понимание  обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

1.5 Планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры

Логопедическая работа 

Ребенок:

 обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

 усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

 употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

 умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

 умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

 правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

 умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

 умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;

 составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

 умеет составлять творческие рассказы;

 осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

 владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

 осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

 умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

 знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

 воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста). 

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

 владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

 выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

 участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

 передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

 регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);

 отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

 использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом,

народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

 переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

 стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.  

Познавательное развитие

Ребенок:

 обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

 использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

 выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);

 самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

 воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

 устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

 демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

 моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

 владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

 определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

 определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

 использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

 владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

 создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей); 

Речевое развитие

Ребенок:

 самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

 правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

 грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

 владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

 использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

 объясняет значения знакомых многозначных слов;

 пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

 пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

 выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

 отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

 владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

 стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

 владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);

 знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

 понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);

 умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;

 эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

 проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

 имеет элементарные представления о видах искусства;

 воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

 сопереживает персонажам художественных произведений. 

Физическое развитие

Ребенок:

 выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;

 выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;  выполняет разные виды бега;

 сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

 осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

 знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

 владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

1.6 Способы определения результативности реализации Программы

В логопедической группе углубленное логопедическое обсле-дование детей осуществляется учителем-логопедом. Углубленная диагностика проводится в течение сентября. Задачами углубленного логопедического обследования являются выявле-ние особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопо- ставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использова- нием в речевой деятельности). Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптиро-вать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Речевая карта к Программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет. После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка со-ставляется таблица состояния общего и речевого развития детей. Оценка про- межуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних ка- никул и в конце учебного года. В это время учитель-логопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей. Мониторинг общего развития детей осуществляется так же воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале учебного года. Воспитатели заполняют ли-сты индивидуального развития детей. Мониторинг освоения программы осуществляется совместно учителем- логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания. Воспитатели заполняют листы оценки освоения программы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе

Направление развития

Вид детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность, кол-во в неделю

Социально- коммуникативное развитие

Игровой

- дидактическая

- театрализованная

  игра

25 мин. 5 раз в неделю

Познавательное развитие

Познавательно - исследовательский

- беседа

- наблюдение

- экскурсии

- игры с правилами

40 мин. 5 раз в неделю

Речевое развитие

Коммуникативный

- беседа

- ситуативный разговор

- составление и отгадывание загадок

- сюжетные игры

- игры с правилами

30 мин. 3 раза в неделю

Физическое развитие

Двигательный

- артикуляционная гимнастика

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- физкультминутка

50 мин. 5 раз в неделю

Художественно- эстетическое развитие

Коммуникативный

- демонстрация

30 мин. 3 раза в неделю

2.2 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно- дидактическое пособие

Рабочие тетради

Социально- коммуникативное развитие

- Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у де

тей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов.

- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи.

- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. –.

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1, 2, 3 периоды.

-Звучащие игрушки-заместители.     Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов

-Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам,

- Тетрадь

 « Подготовка к письму» 1, 2 ч.

- Тетрадь «Обучение грамоте» 1, 2 ч.

- Альбом Н. ЭТеремковой «Домашнее логопедические задания для детей с ОНР 5-7 лет»

Познавательное развитие

- Овчинникова Т.С. Васильева И.Ю.Волшебная книга игр. — СПб.: Речь, 2010. - Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников

- Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой

- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.

-. Разнообразный счетный материал. 

- «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6

- Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»),

Речевое развитие

- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.

-Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»)..

- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

Зеркало с лампой дополнительного освещения.  Скамеечка или 3–4 стульчика для занятий у зеркала.  Комплект зондов для постановки звуков.. Комплект зондов для арт. массажа. . Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.  Спирт. Дыхательные тренажеры,

Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения101. 10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения102. 11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи103. 12. «Мой букварь»104.

Физическое развитие

- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.

- . Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и паузам. — СПб.,

- Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду

-ОвчинниковаТ.С.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.

-Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты,

-.Разрезные картинки и пазлы (8 – 12 частей).

-.Массажные мячики разных цветов и размеров.

Художественно- эстетическое развитие

- Смоленцева А. А., Суворова О. В. – Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.

– Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи.

– Нищева Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошколь-ников.

- Нищева Н. В. Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

 Книжки-самоделки.  Картотека загадок, скороговорок, пословиц, поговорок

Картины   изображением природы

–  Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (6-7 лет).

- Альбомы из серии «Путешествие в мир живописи

2. 3 Формы, способы, методы, средства реализации программы в группе

Направление развития

Формы реализации программы

Способы

Методы

Приёмы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьёй

Социально- коммуникативное развитие

Игра

Беседа

Диалог

Игры в развивающих уголках группы Сюжетно-ролевые игры Индивидуальные игры Совместные игры Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками Выполнение гигиенических процедур Самообслуживание Трудовая деятельность Рассматривание тематических альбомов

Консультации

Беседа

Анкетирование

Опрос

Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Рассматривание Игра День открытых дверей Игротека

Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа

Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание чтения; слушание грамзаписи; разучивание, драматизация, просмотр театра; развлечение;

Познавательное развитие

Эксперимент

Дидактическая игра

 Викторина

Экскурсия

Самостоятельные игры в уголках группы Сюжетно-ролевые игры Рассматривание книг, картинок, тематических альбомов Развивающие настольно-печатные игры Дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки) Наблюдения Экспериментирование (игры с водой и песком, природным материалом и т.д.)

Консультации

Беседа

Анкетирование

Опрос

Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация

Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа Вопрос-ответ

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок

Речевое развитие

Читая и разучивая стихи и сказки 

Составление описательного рассказа

Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений74 Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений Самостоятельная работа в уголке книги Совместные игры

Консультации

Беседа

Анкетирование

Опрос

Беседа после чтения Рассматривание Игровая ситуация Дидактические игры Тематическая беседа

Игровой Наглядный практический Чтение Беседа Показ Диалог Прослушивание Повторение

Дидактические, настольно-печатные игры

Физическое развитие

Постройки

Дидактические упражнения

Консультации

Беседа

Анкетирование

Опрос

Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Интегративная деятельность Соревнование Праздник

Рассматривание Наблюдение Показ Игра Повторение Выполнение

Пальчиковые игры, музыкальноритмические игры.

2.4 Содержание коррекционной работы с детьми подготовительной группы.

В группу детей с нарушением речи (ОНР) принимаются дети от 5 до 7 лет, направленных по решению МУ «ГПМПК». Группа комплектуется разновозрастная. Количество детей в группе – 19 человек (7 детей обучаются по 2 году обучения, 12 детей по первому году обучения).

Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР  начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Как правило, первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы.

Занятия по устранению ОНР учитель-логопед проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит утром и вечером. С  детьми ОНР проводятся следующие виды занятий:

  • фронтальные – проводит учитель-логопед и воспитатель;
  • индивидуальные – проводит учитель-логопед и воспитатель (по коррекции звукопроизношения).

На работу со старшей подгруппой детей учитель-логопед отводит 25 минут, в подготовительной к школе подгруппе — 30 минут. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по группам проводится в понедельник, вторник, четверг, пятницу в первой половине дня. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью.

Занятия воспитателя строятся с учетом намеченной к прохождению темы. Главным для воспитателя является осуществление задач типовой программы: он сообщает необходимый, доступный пониманию детей объем знаний по той или иной теме на занятиях по формированию целостной картины мира и коммуникации, проводит работу по обогащению и активизации словаря, уточнению и развитию математических представлений.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

Режимные моменты проводятся так, чтобы оказывать прямое и косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером. Они способствуют укреплению физического состояния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

1. Образовательная область «Речевое развитие»

- Развитие словаря.

- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

Коррекция произносительной стороны речи

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

- Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.

 2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Восприятие художественной литературы.

-  Конструктивно-модельная деятельность.

-  Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )

- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

3. Образовательная область «Физическое развитие»

- Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

-  Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

4. Образовательная область «Познавательное развитие»

- Сенсорное развитие.

- Развитие психических функций.

-  Формирование целостной картины мира.

- Познавательно-исследовательская деятельность.

-  Развитие математических представлений.

 Предметно-пространственная развивающая среда

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Необходимо продумать дополнительное освещение каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

В логопедической группе, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете учителя-логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

Особое внимание должно быть уделено оформлению предметно-пространственной среды на прогулочном участке логопедической группы. Предметно-пространственная среда прогулочного участка должна обеспечивать возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.

2.5. Взаимодействие с семьей и социумом

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1. Родительское собрание. Тема: «Характеристика речи детей с ОНР» (на втором году обучения)

2. Итоги обследования речи детей с ОНР на втором году обучения.

3. Цели I периода обучения.

4. Как правильно учить детей читать по слогам (рекомендации)

5. Консультация ««Играем пальчиками – развиваем речь»

6. Памятка по проведению звуко-буквенного анализа.

7. Ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий

8. Открытое занятие по обучению грамоте «В гостях у трех поросят (Звуки Н, Н'. Буква Н)

I период

Учитель- логопед

1. Родительское собрание. Тема: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

2. Консультация по данной теме.

3. Результаты индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения: индивидуальные рекомендации по автоматизации звуков в домашних условиях.

4. Цели II периода обучения.

5. Ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий: требования к выполнению разных видов упражнений.

6.  Родительские «пятиминутки»

II период

Учитель- логопед

1. Родительское собрание. Тема: «Итоги работы второго года обучения»

2. Ознакомление родителей с результатами индивидуальной и фронтальной логопедической работы

3. Консультация  «Что нужно знать о заикании»

 4. Открытое занятие для родителей по итогам коррекционной работы

5. Рекомендации по выбору школы

III период

Учитель- логопед

2. 6 Планирование работы с детьми

- Примерно – годовое планирование

- Календарно – тематическое планирование

2.7 Модель организации совместной деятельностиучителя – логопеда

с воспитателями

http://pandia.ru/text/78/647/images/image001_16.png

2.8 Особенности организации совместной деятельности учителя ля – логопеда с воспитателями

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, учитель-логопед рекомендует им занятия с тремя-четырьмя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учителя-логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

3  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Сетка расписание занятий

Дни недели

Время

Деятельность

Понедельник

9.00 – 9.25

9.35-10.00

10.10.-  12.00

Коррекционно развивающая деятельность по звукопроизношению (Подготовительная)

Коррекционно развивающая деятельность по

развитию речи (Старшая группа)

Индивидуальная  работа

Вторник

9.00 – 9.25

9.30 – 9.55

10.10- 12.00

Коррекционно развивающая деятельность по

развитию речи (Подготовительная)

Коррекционно развивающая деятельность по звукопроизношению (Старшая)

Индивидуальная  работа

Среда

14.00 – 15.30

15.40 – 16.10

16.20 -17.30

Оформление докуметации

Коррекционно развивающая деятельность по обучению грамоте (Подготовительная)

Индивидуальная  работа

Четверг

9.00 – 9.30

9.40 – 10.05

10.10.– 12.00

Коррекционно развивающая деятельнось по

развитию речи (Подготовительная)

Коррекционно развивающая деятельнось по развитию речи (Старшая группа)

Индивидуальная  работа

Пятница

9.00 – 9.25

9.40 – 12.00

Коррекционно развивающая деятельность по звукопроизношению (Подготовительная)

Индивидуальная  работа

3.2 Перечень методических пособий

☺ Программа обучения детей с недоразвитием речи ( в подготовительной группе). – М., Просвещение, 1978

☺ Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН. – М., Просвещение , 1986

☺ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., «Альфа», 1993

☺ Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., «Просвещение», 1986

Технологии

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: «Гном - Пресс», 1999
  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М.: «Гном - Пресс», 1999
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР. М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 2000
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2001
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 1998
  6. Ткаченко Т.А. Учим  говорить правильно. М.: «Гном и Д», 2001
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – М., 1999
  8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001
  9. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.:»Детство – Пресс», 2002
  10. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет. – М.: «Гном и Д», 2001

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Каша ячневая молочная 200 г
Бутерброд с маслом сливочным 40 г
Какао напиток с молоком 200 г
Обед
Суп с яйцом и гренками на курином бульоне 200 г.
Капуста тушеная с курицей 200 г.
Компот из сухофруктов 200 г.
Хлеб ржаной 50 г.
Полдник
Чай с сахаром 200г.
Печенье 18
Ужин
Салат "Зимний" 80 г.
Картофельное пюре 140 г.
Чай с сахаром 200 г.
Хлеб пшеничный 40 г.

Дополнительные занятия в группе

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie