Дополнительная по обучению чтению «По дороге к букварю»
1. |
Паспорт программы |
3 |
2. |
Пояснительная записка |
4 - 6 |
3. |
Учебно – тематический план |
7- 8 |
4. |
Содержание программы |
9 - 14 |
5. |
Календарно – тематический план |
15-22 |
6. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
23 |
7. |
Список литературы |
24 |
8. |
Приложения |
25 |
ПАСПОРТПРОГРАММЫ
Наименованиепрограммы: |
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «По дороге к букварю» |
Руководительпрограммы: |
Гущарина Лариса Алексеевна,высшая квалификационная категория |
Организация-исполнитель; Адрес организации исполнителя |
МДОУ«Детский сад №98 комбинированного вида»; 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, проспект 60 лет Октября,д.24 |
Цельпрограммы: |
Подготовитьдетейкобучениювшколе,познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, формировать и совершенствоватьнавыки слитного слогового чтения. |
Направленностьпрограммы: |
Познавательно - речевая |
Срокреализации программы |
1 год |
Вид программы: Уровеньреализации программы: |
Дополнительная,дошкольноеобразование |
Системареализацииконтроляза исполнением программы: |
Координацию деятельности по реализациипрограммыосуществляетадминистрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемыеконечныерезультаты программы: |
-Сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании этого общения, выполнять поручения. -Наличие уребенкапредставленияозвуковойоснове речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий); о выразительных средствах речи. -Проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи. -Овладение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования, способность комментироватьсвоидействия, анализировать проделанную работу. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительнаяобщеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающаяпрограмма) по обучению чтению «По дороге к букварю» разработана дляорганизации дополнительного образования с детьми 5-6 лет, направлена на повышение уровня готовности обучающихся к школе.
Актуальность. Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами, отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание прочитанных детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речив школьный период.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы.
Данная программа предполагает углубленное обучение грамоте: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни. Предполагается использование новых методик преподавания.
Отличительнымиособенностямипрограммыявляются:
-Наличие для реализации программы комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения.
-Возможность гибкого использования данного комплекта педагогом в дошкольномучреждении,родителямидома,полностьюиличастично,в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой регламентированной модели обучения.
-Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Программапообучениючтению«По дороге к букварю»предполагается:
-развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различениемфона; обучениедетейпервоначальномучтению, введениепонятия
-«слог», затем предложения, как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнений представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программыобусловлена тем, чтообучениечтениюдошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т. к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большое чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний иумений. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования.
Целиизадачи программы.
Цель: подготовить детей кобучению в школе, познакомить с буквами, как знакамизаписиизвестныхимзвуков,формироватьисовершенствоватьнавыки слитного слогового чтения.
Задачи:
Обучающие:
-Сформироватьу ребенка первоначальные лингвистические представления.
-Подготовитьковладениюзвуковыманализомслов.
Развивающие:
-Развиватьфонематическийслухребенка.
-Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Воспитательные:
-Формироватьнавыкиработывколлективе.
-Развиватькультуруобщения.
Принципыорганизацииобразовательногопроцесса:
1. Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
2. Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, языкознания, социолингвистики), но и педагогики,решения задач речевого развития.
3. Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения грамоте в свете целостной концепции развития личности с учетом этапов и закономерностей, психофизических особенностей детей, их потребностей.
4. Деятельностный подход позволяет рассматриватьребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра, как ведущий вид деятельности.
Ожидаемые результаты от реализации дополнительной образовательной программы
-Сформированностьуребенкапредставленийоречевыхинеречевых формахобщения,умениеориентироватьсявсодержанииэтогообщения, выполнятьпоручения.
-Наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий); о выразительных средствах речи.
-Проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи.
-Овладениеребенкомпланирующейирегулирующейфункциейречи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования, способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Мониторинг усвоения материала проводится в конце учебного года. С этой целью в методических пособиях даются показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков.
Организационныеусловияреализациипрограммы:
Возрастдетей,участвующихвреализацииданнойдополнительной образовательной программы: 5-6 лет.
Срокиреализациидополнительнойобразовательнойпрограммы:1 год.
Формыорганизациидеятельности:
Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы по 10-12 человек или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Режимзанятий:2разавнеделю.
Продолжительностьзанятий:25 минут.
Учебно-тематический план первыйгодобучения(5-6лет)
№ п/п |
Темазанятия |
Всегочасов |
Всего занятий |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
ИнструктажпоТБ Знакомствосгласнымзвуком[а],буквойА. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
2 |
Знакомствосгласнымзвуком[у],буквой«У». |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
3 |
ЗакреплениезвуковибуквАиУ |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
4 |
Знакомствосгласнымзвуком[о],буквойО. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
5 |
Знакомствоссогласнымизвуками[м],[м´],буквойМ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
6 |
Знакомствоссогласнымизвуками[с],[с´],буквойС. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
7 |
Знакомствоссогласнымизвуками[х],[х´]ибуквойХ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
8 |
Знакомствосозвуком[ш]ибуквойШ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
9 |
Сопоставлениезвуков[с]и[ш]. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
10 |
Согласныезвуки[л],[л´],буква Л. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
11 |
Гласныйзвук[ы],букваЫ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
12 |
Согласныйзвук[н],[н´],буква Н. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
13 |
Закреплениезвуков[н],[н´],буквыН.Восклицательныйивопросительныйзнакивконце предложения. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
14 |
Звуки[р],[р´],букваР. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
15 |
Закреплениезвуков[р],[р´],буквыР. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
16 |
Сопоставлениезвуков[р]и [л]. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
17 |
Гласные звуки [а],[о],[у],[ы]; согласные звуки [м],[м´],[с],[с´],[х],[х´],[ш],[л],[л´],[н],[н´],[р],[р´]. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
18 |
Звуки[к],[к´],букваК. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
19 |
Закреплениезвуков[к],[к´],буквыК. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
20 |
Звуки[п],[п´],буква «П». |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
21 |
Закреплениезвуков[п],[п´],буквыП. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
22 |
Звуки[т],[т´],букваТ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
23 |
Закреплениезвуков[т],[т´],буквыТ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
24 |
Гласныйзвук[и],буква«И». |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
25 |
Закреплениегласногозвука[и],буквыИ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
26 |
Согласныезвуки[з],[з´],буква З. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
27 |
Сопоставлениезвуков[з]и[з´]. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
28 |
Согласныезвуки[в],[в´],букваВ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
29 |
Закрепление согласных звуков [в],[в´],буквыВ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
30 |
Согласныйзвук[ж],букваЖ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
31 |
Закрепление звука [ж], буквы Ж. Сопоставление Ж-Ш; ЖИ-ШИ. |
5 мин 5 мин |
20 мин 20 мин |
2 |
32 |
Итоговоемероприятие;Мониторинг. |
5 мин |
20 мин |
1 |
Итого: |
5 ч.25 мин. |
21ч.00 мин. |
63 |
Содержаниепрограммы
Первыйгодобучения(5-6лет)
Тема№1.Вводноезанятиеинструктажпотехникебезопасности.
Знакомствосгласнымзвуком[а],буквойА.
Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, учить определять место звука в словах: «аист», «астра», «луна», «мак»; делить слова на слоги.
Тема№2.Знакомствосгласнымзвуком[у],буквойУ.
Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз», «кенгуру», определять количество слогов в словах.
Тема№3.ЗакреплениезвуковибуквАиУ.
Практическая часть. Закрепление звуков [а],[у]; соответственно букв и слогов. (Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог). Учить детей составлять слова из разрезной азбуки со слоговой схемой.
Практическаячасть.Выполнениезаданийвтетрадяхподаннойтеме.
Тема№4.Знакомствосгласнымзвуком[о],буквойО.
Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О.Учитьдетейопределятьнаслухместозвукавсловах«осы»,«сом», «эскимо»,«усы»(звука[о]нет).
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№5.Знакомствоссогласнымизвуками[м],[м´],буквойМ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымизвуками[м],[м´],буквойМ,учитьдетейопределятьместозвукавсловах«мак»,«сумка», «альбом»; учить детей составлять из разрезной азбуки слова, слоги и их читать (ам, ма, ум, му, мама).
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№6.Знакомствоссогласнымизвуками[с],[с´],буквойС.
Теоретическаячасть.Познакомитьссогласнымизвуками[с],[с´]ибуквой С.Учитьдетейопределятьместозвукавтрехпозициях.Сравниватьна слух слова: «сама» и «сам». Познакомить детей с ударным гласным звуком.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№7.Знакомствоссогласнымизвуками[х],[х´]ибуквойХ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымизвуками[х],[х´]и
буквой Х. Продолжать учить детей определять место звука в трех позициях.Развиватьфонематическийслухдетей,формировать умениеслышать в словах звуки [х],[х´].
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№8.Знакомствосозвуком[ш]ибуквойШ.
Теоретическая часть. Познакомить детей с согласным звуком [ш] и буквой Ш. Продолжать учить детей определять место звука в трех позициях, научить складывать слова из букв.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№9.Сопоставлениезвуков[с]и [ш].
Теоретическаячасть.Продолжатьучитьдетейотличатьпопризнакам
согласныйзвукотгласного,сопоставлятьзвуки[с]и[ш],составлятьслова, делить на слоги, распознавать и запоминать форму букв.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№10.Согласныезвуки[л],[л´],букваЛ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымзвуком[л]и буквой Л, продолжать учить детей определять на слух место звуков [л],[л´] в трех позициях в словах: лампа, лодка, молоток, полка, стол, стул, и т.д., продолжать учить детей составлению слов из букв и слогов.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№11.Гласныйзвук[ы],букваЫ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейсгласнымзвуком[ы]ибуквой Ы, определить место звука в двух позициях – в середине слова и конце, читать слова, делить слова на слоги, учить находить в словах ударный слог.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№12.Согласныезвуки[н],[н´],букваН.
Теоретическаячасть.Датьхарактеристикузвуков[н],[н´]ибуквыН,
подобратьсэтимзвукомслова,читатьихиделитьнаслоги,учитьдетей выкладывать слоги из разрезной азбуки и договаривать до целого слова.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№13.Закреплениезвуков[н],[н´],буквыН.
Практическаячасть.Закреплятьзвуки[н], [н´]ибуквуН,учитьдетей
составлятьпредложениясразнымиотделительнымизнакамипрепинаниявконце предложения, читать слова по слоговой таблице.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№14.Звуки[р],[р],букваР.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейсновымизвуками[р],[р´]и
буквой Р, учить детей определять место звука в трех позициях, читать слоги с договариванием до целого слова, составлять слова из разрезной азбуки, продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№15.Закреплениезвуков[р],[р´],буквыР.Написаниебольшой буквывименахлюдей.
Практическая часть. Закрепить с детьми звуки [р],[р´] и букву Р, определить место звука в словах, читать трехбуквенные слова. Объяснитьдетям написание большой буквы в именах людей.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№16.Сопоставлениезвуков[р]и[л].
Теоретическаячасть.Найтисходствоиотличиезвуков[р]и[л],учить детейвыделятьзвукивстихах,загадках,словах,развиватьвнимание,память, воображение,совершенствоватьвумениичитать,развиватьречь.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподаннойтеме.
Тема№17.Гласныезвуки[а],[о],[у],[ы]; согласныезвуки[м],[м´],[с],[с´],[х],[х´],[ш],[л],[л´],[н],[н´],[р],[р´].
Теоретическая часть. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи фишками, закрепить знания о мягких и твердых согласных, интонационных знаках в конце предложения. Учить детей складывать буквы из различных элементов конструктора, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№18.Звуки[к],[к´],букваК.
Теоретическаячасть.ПознакомитьдетейсбуквойКизвуками[к],[к´], продолжатьучитьдетейопределятьместозвукавсловах«река»,«корзина», «мак»,делитьслованаслоги.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№19.Закреплениезвуков[к],[к´],буквы К.
Практическаячасть.Закрепитьзвуки[к],[к]ибуквуК,упражнятьв произношении изолированных гласных звуков (подряд, выборочно, в различных сочетаниях), упражнять детей в чтении слов разной структуры; развивать связную речь, учить детей читать слова по «Читайке на шариках».
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№20.Звуки[п],[п´],букваП.
Теоретическаячасть.ПознакомитьдетейсбуквойПизвуками[п],[п´], учитьнаходитьместозвукав словах:шапка,перо,петух,платок,пирамида. Учить составлять и читать слова из слогов, развивать внимание, память.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№21.Закреплениезвуков[п],[п´],буквы П.
Практическаячасть.Закреплятьсдетьмизвуки[п],[п´],буквуП,учить детейчитать слова по слоговой таблице, развивать внимание,память, воображение.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№22.Звуки[т], [т´],букваТ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымизвуками[т],[т´], буквой Т, показать, как эти звуки произносятся с гласными, определить место звука в словах: кот, труба, утка; закрепить и развивать полученные навыки чтения.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№23.Закреплениезвуков[т],[т´],буквы Т.
Практическаячасть.Закрепитьзвуки[т],[т´]ибуквуТ,развивать вниманиекзвуковойисмысловойсторонеслова;чтениесловпотаблице,по карточкам; учить детей проговаривать скороговорки быстро, развивать навыки чтения.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№24.Гласныйзвук[и],букваИ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейсгласнымзвуком[и],буквой
И,учитьопределятьместо звука втрехпозициях:вначалеслова,всерединеив конце; чтение слов по слоговой и магнитной азбукам.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№25.Закреплениегласногозвука[и],буквыИ.
Практическаячасть. Закрепление гласногозвука[и],буквыИ. Показать,
чтоэтотзвукобразуетслогиможетбытьотдельнымсловом.Чтениесловпо слоговой таблице.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№26.Согласныезвуки[з],[з],букваЗ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымизвуками[з],[з],
буквой З, продолжать учить детей находить место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ,пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№27.Сопоставлениезвуков[з]и[с].
Практическаячасть.Сопоставитьзвуки[з]и[с],найтиотличиеэтих
звуков,сравнить слова КОЗАиКОСА,продолжать учить детейчитатьсловапо слогам, развивать наблюдательность и связную речь.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№28.Согласныезвуки[в],[в],букваВ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымизвуками[в],[в´]и
буквой В, определить место звука в словах в двух позициях – в начале и в середине слова, чтение стихотворения на восприятие, слоговое прочитывание слов.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№29.Закреплениесогласныхзвуков[в],[в´],буквыВ
Теоретическаячасть.Закреплениесогласныхзвуков[в],[в´]ибуквыВ,
учить детей читать слоги и слова, из букв составлять слова, подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух, учить читать слова из трех – шести букв.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№30.Согласныйзвук[ж],букваЖ.
Теоретическаячасть.Познакомитьдетейссогласнымзвуком[ж]буквойЖ,
определитьместозвукавсловах,учитьчитатьсловасэтим звуком.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№31.Закреплениезвука[ж],буквыЖ.СопоставлениеЖ-Ш;ЖИ-ШИ.
Практическая часть.Закрепитьсдетьмизвук [ж]ибуквуЖ,чтениесловпо таблице, учить детей заменять один звук в слове другим, соотносить звук и букву, запоминать буквы.
Практическаячасть.Выполнениезаданийназакреплениеподанной теме.
Тема№32.Закреплениепройденногоматериала.
Практическаячасть.Закреплениепройденногоматериалапоосновным единицамречи:звуку,слову,предложению(обобщение).
Практическаячасть.Мониторинг.
Календарно-тематический план
«По дороге к букварю»
Месяц Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Методические приемы |
Материалы и оборудование |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
Октябрь |
||||||
1 |
Знакомствосгласнымзвуком[а],буквойА |
Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, учить определять место звука в словах: «аист», «астра», «луна», «мак»; делить слова на слоги. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Следить дома за тем как ребенок произносит звук перед зеркалом |
2 |
Знакомствосгласнымзвуком[у],буквой |
Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, учить детей определять место звука с ловах «утка», «арбуз», «кенгуру», определять количество слогов в словах. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
ЗакреплениезвуковибуквАиУ. |
Закрепление звуков [а],[у]; соответственно букв и слогов. (Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог). Учить детей составлять слова из разрезной азбуки со слоговой схемой. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Знакомствосгласнымзвуком[о],буквойО. |
Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить детей определять на слух место звука в словах «осы», «сом», «эскимо», «усы» (звука [о] нет). |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Ноябрь |
||||||
1 |
Знакомствоссогласнымизвуками[м],[м´],буквойМ. |
Познакомить детей с согласными звуками [м],[м´], буквой М, учить детей определять место звука в словах «мак», «сумка», «альбом»; учить детей составлять из разрезной азбуки слова, слоги и их читать (ам, ма, ум,му, мама). |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Знакомство с согласными звуками [с],[с´], буквой С. |
Познакомитьссогласнымизвуками[с],[с´]ибуквой С.Учитьдетейопределятьместозвукавтрехпозициях.Сравниватьна слух слова: «сама» и «сам». Познакомить детей с ударным гласным звуком. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Знакомствоссогласнымизвуками[х],[х´]ибуквойХ. |
Познакомитьдетейссогласнымизвуками[х],[х´]ибуквой Х. Продолжать учить детей определять место звука в трех позициях. Развивать фонематический слух детей, формировать умение слышать в словах звуки [х],[х´]. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Знакомствосозвуком[ш]ибуквойШ. |
Познакомить детей с согласным звуком [ш] и буквой Ш. Продолжать учить детей определять место звука в трех позициях, научить складывать слова из букв. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Декабрь |
||||||
1 |
Сопоставлениезвуков[с]и [ш]. |
Продолжатьучитьдетейотличатьпопризнакам согласный звук от гласного, сопоставлять звуки [с] и [ш], составлять слова, делить на слоги, распознавать и запоминать форму букв. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Согласныезвуки[л],[л´],букваЛ. |
Познакомитьдетейссогласнымзвуком[л]и буквой Л, продолжать учить детей определять на слух место звуков [л],[л´] в трех позициях в словах: лампа, лодка, молоток, полка, стол, стул, и т.д., продолжать учить детей составлению слов из букв и слогов. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Гласныйзвук[ы],букваЫ. |
Познакомитьдетейсгласнымзвуком[ы]ибуквой Ы, определить место звука в двух позициях – в середине слова и конце, читать слова, делить слова на слоги, учить находить в словах ударный слог. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Согласныезвуки[н],[н´],букваН. |
Датьхарактеристикузвуков[н],[н´]ибуквыН, подобрать с этим звуком слова, читать их и делить на слоги, учить детей выкладывать слоги и договаривать до целого слова. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Январь |
||||||
1 |
Закреплениезвуков[н],[н´],буквыН |
Закреплятьзвуки[н], [н´]ибуквуН,учитьдетей составлять предложения с разными отделительными знаками препинания в конце предложения, читать слова по слоговой таблице. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Звуки[р],[р´],букваР |
Познакомитьдетейсновымизвуками[р],[р´]и буквой Р, учить детей определять место звука в трех позициях, читать слоги с договариванием до целого слова, составлять слова, продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Закрепление звуков [р],[р´], буквы Р. Написание большой буквы в именах людей. |
Закрепить с детьми звуки [р],[р´] и букву Р, определить место звука в словах, читать трехбуквенные слова. Объяснить детям написание большой буквы в именах людей. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Сопоставлениезвуков[р]и[л] |
Найтисходствоиотличиезвуков[р]и[л],учить детейвыделятьзвукивстихах,загадках,словах,развиватьвнимание,память,воображение,совершенствоватьвумениичитать,развиватьречь. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Февраль |
||||||
1 |
Гласныезвуки[а],[о],[у],[ы]; согласныезвуки[м],[м],[с],[с´],[х],[х´],[ш],[л],[л´],[н],[н´],[р],[р´] |
Развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи фишками, закрепить знания о мягких и твердых согласных, интонационных знаках в конце предложения. Учить детей складывать буквы из различных элементов конструктора, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Звуки[к],[к´],букваК |
ПознакомитьдетейсбуквойКизвуками[к],[к´], продолжатьучитьдетейопределятьместозвукавсловах«река»,«корзина», «мак»,делитьслованаслоги. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Закреплениезвуков[к],[к´],буквы К |
Закрепитьзвуки[к],[к´]ибуквуК,упражнятьв произношении изолированных гласных звуков (подряд, выборочно, в различных сочетаниях), упражнять детей в чтении слов разной структуры; развивать связную речь, учить детей читать слова по «Читайке на шариках». |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Звуки[п],[п´],букваП |
ПознакомитьдетейсбуквойПизвуками[п],[п´], учитьнаходитьместозвукасловах:шапка,перо,петух,платок,пирамида. Учить составлять и читать слова из слогов, развивать внимание, память. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Март |
||||||
1 |
Закреплениезвуков[п],[п´],буквы П |
Закреплятьсдетьмизвуки[п],[п],буквуП,учить детейчитать слова по слоговой таблице, развивать внимание,память, воображение. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Звуки[т],[т´],букваТ |
Познакомитьдетейссогласнымизвуками[т],[т´], буквой Т, показать, как эти звуки произносятся с гласными, определить место звука в словах: кот, труба, утка; закрепить и развивать полученные навыки чтения. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Закреплениезвуков[т],[т´],буквы Т |
Закрепитьзвуки[т],[т´]ибуквуТ,развивать вниманиекзвуковойисмысловойсторонеслова;чтениесловпотаблице,по карточкам; учить детей проговаривать скороговорки быстро, развивать навыки чтения. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Гласныйзвук[и],букваИ |
Познакомитьдетейсгласнымзвуком[и],буквой И,учитьопределятьместо звука втрехпозициях:вначалеслова,всерединеив конце; чтение слов по слоговой и магнитной азбукам. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Апрель |
||||||
1 |
Закреплениегласногозвука[и],буквыИ. |
Закрепление гласногозвука[и],буквыИ. Показать,чтоэтотзвукобразуетслогиможетбытьотдельнымсловом.Чтениесловпо слоговой таблице. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Согласныезвуки[з],[з´],букваЗ. |
Познакомитьдетейссогласнымизвуками[з],[з´],буквой З, продолжать учить детей находить место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ,пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Сопоставлениезвуков[з]и[с]. |
Сопоставитьзвуки[з]и[с],найтиотличиеэтих звуков,сравнить слова КОЗАиКОСА,продолжать учить детейчитатьсловапо слогам, развивать наблюдательность и связную речь. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Согласныезвуки[в],[в´],букваВ. |
Познакомитьдетейссогласнымизвуками[в],[в´]ибуквой В, определить место звука в словах в двух позициях – в начале и в середине слова, чтение стихотворения на восприятие, слоговое прочитывание слов. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Май |
||||||
1 |
Закреплениесогласныхзвуков[в],[в´],буквыВ |
Закреплениесогласныхзвуков[в],[в´]ибуквыВ, учить детей читать слоги и слова, из букв составлять слова, подбирать пары рифмующихся слов, учить читать слова из трех – шести букв. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
2 |
Согласныйзвук[ж],букваЖ. |
Познакомитьдетейссогласнымзвуком[ж]буквойЖ,определитьместозвукавсловах,учитьчитатьсловасэтим звуком. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
3 |
Закреплениезвука[ж],буквыЖ.СопоставлениеЖ-Ш;ЖИ-ШИ. |
Закрепитьсдетьмизвук [ж]ибуквуЖ,чтениеслов по таблице, учить детей заменять один звук в слове другим, соотносить звук и букву, запоминать буквы. |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
4 |
Закреплениепройденногоматериала. Мониторинг. |
Закреплениепройденногоматериалапоосновным единицамречи:звуку,слову,предложению(обобщение). |
Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. |
Пособие, цветные карандаши |
Иллюстрации в рабочих тетрадях |
Повторение пройденного дома, артикуляционная гимнастика, скороговорки и чистоговорки |
Материально-техническоеиметодическоеобеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в групповой комнате площадью 25 кв. м., соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение хорошо освещается и периодически проветривается.Также имеется раздевалка и шкафы для хранения личных вещей, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
В групповой комнате имеются 6 столов, 15 стульчиков, 1 стол для педагога,1 стулдля педагога.Имеется корпусная мебельдля хранения учебных пособий и дидактического материала, модульная мебель для сюжетно-ролевых игр.
Переченьтехнических средствобучения: музыкальный центр.
Переченьматериалов,необходимыхдлязанятий:
-Магнитная азбука
-Сюжетные картинки
-Предметные картинки
-Конструктор букв
-Наборное полотно
-Индивидуальные разрезные азбуки для каждого ребенка
-Слоговая таблица, таблица с предложениями
-Тексты загадок
-Буквы большого формата: слоги, цифры, слова
-Фишки красного и синего цветов для каждого ребенка
-Карточки со знаками препинания
-Развивающие игры
-Алфавит
Списоклитературыдляпедагогов:
- БортниковаЕ.Ф.РАЗВИВАЕМНАВЫКИЧТЕНИЯИГРАМОТНОГО ПИСЬМА. Длядетей5-6лет:тетрадь.Часть1;Часть2-Екатеринбург:ООО«Литур-опт»,
- ВолковаГ.А.Логопедическаяритмика.М.,2015
- ГомзякО.С..Развитиесвязнойречиушестилетнихдетей.-М.:Сфера,2014
- Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. - М .: Эксмо, 2015
- Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2014
- НищеваН.В..Будемговоритьправильно.С.П.:Детство-Пресс 2015Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2014
- Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2014
- Сериятетрадей«Папкадошкольника»«Чтениесувлечением».-ООО«ВК
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и
навыковзвуковогоанализа».СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
- Швайко Г.С. .Игровые упражнения для развития речи. М.:просвещение,2016.
- Чадасина,Л.Я.Звукинавсеруки.Пятьдесятлогопедическихигр/Л.Я. Чадасина, О. Г. Ивановская
- Агранович,З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович.
- Астафьева, Е. О. Играем, читаем, пишем Обучение дошкольников грамоте.Для занятий с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов / Е. О. Астафьев.
Списоклитературыдлядетей:
- Бурдина,С.В.Тетрадьсзаданиямидляразвитиядетей«Изучаемграмоту»
- Козырева,Л.М.«Какнаучитьсячитать».Детскийсад:деньзаднем.
- Крупенчук, О.И. «Учим буквы» (Пособие для детей, родителей и воспитателей).
- «Словаипредложения»(Практическоеприложение).Детскийсад:деньза днем.
Программа занятий
Формыорганизациидеятельности:
Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы по 10-12 человек или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Режимзанятий:2разавнеделю.
Продолжительностьзанятий:25 минут.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника