Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы……………………………………………………

3

  1. Пояснительная записка …………………………………………………

4

  1. Учебно-тематический план …………………………………………….

8

  1. Содержание изучаемого курса………………………………………….

9

  1. Календарно-тематическое планирование ……………………………..

14

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………………..

21

  1. Список литературы ……………………………………………………...

23

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)

Руководитель программы

Мартынова Наталья Николаевна

Организация-исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида»

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск, Пр. 60 лет Октября, д.24.

Цель программы

Создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Направленность программы

Социально-педагогическая

Срок реализации программы

 1 год обучения

Вид программы

Уровень реализации программы

 Дополнительная коррекционно-развивающая

 Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Дети должны уметь:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изучаемые звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы с детьми с нарушениями речи (ОНР, ФФН) старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида» и является формой кружковой работы, рассчитанной на 1 год обучения.

Она разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.     № 273-ФЗ;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20      «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. №61573);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, утвержденными  Приказом МО и науки РФ    №1155 от 17 октября 2013г.;
  • Образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида», составленная с учетом ФОП ДО;
  • Устав МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида».

Направленность: данная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,  развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.

Новизна программы: заключается в объединении современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В программе предусмотрено использование нетрадиционных методов (Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами), современных здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковые игры), а так же применение интерактивных дидактических пособий и средств ИКТ для активизации внимания детей на занятии.

Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Отличительные особенности. Особенностью коррекционно-развивающей программы «Речевичок» является то, что она  рассчитана на проведение занятий с каждым ребенком по отдельности и носит личностно-ориентированный подход. Данная программа может быть использована как для детей с речевыми нарушениями, так и для детей с ОВЗ.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том что, овладение звуковым строем языка дошкольников заканчивается к пяти годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Нарушение произносительной стороны  речи требует специальной логопедической помощи.

Посредством индивидуальной коррекционно-развивающей работы с логопедом у ребёнка:

  • развивается артикуляционная моторика, формируются правильные артикуляционные уклады;
  • формируются произносительные навыки (в зависимости от этапа работы над звуком);
  • развивается фонетическое восприятие, навыки звукового анализа;
  • совершенствуются лексико-грамматические конструкции;
  • развиваются неречевые психические процессы;
  • развивается мелкая моторика пальцев рук.

Общие психолого-педагогические принципы, на которых построена коррекционно-развивающая программа:

– принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих ребёнку преодолевать жизненные препятствия, несмотря на дефекты речи различного генеза, преодолевать комплексы неполноценности);

− этиопатогенетический принцип (учет механизмов нарушения речи);

– комплексности с точки зрения развития речи дошкольников (система занятий построена на межпредметных связях);  

– принцип «опоры на сохранное звено» (преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности);

– личностно-ориентированный подход;

– дифференцированный подход (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка);

– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

– практичности (знания и умения, полученные на логопедических занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности).

Цель программы: создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

  • формировать и закреплять правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых;
  • формировать грамматической строй речи;
  • формировать разговорную (диалогическую) речь;
  • обучать рассказыванию (монологической речи);

Развивающие:

  • развивать у детей речевую активность, фразовую и связную речь, обогатить словарный запас;
  • развивать, уточнять основные движения органов речи у детей посредством артикуляционной речевой гимнастики;
  • развивать у детей фонематический слух, уметь управлять своим голосовым аппаратом;
  • развивать у детей мелкую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
  • воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Форма занятий: индивидуальная

Режим занятий:

Возраст

Длительность занятия

Количество

в неделю

Количество в год

5 – 6 лет

25 минут

2

62

Ожидаемые результаты: 

Дети должны уметь:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изучаемые звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Форма подведения итогов: контроль проводится в форме диагностики.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Речевичок»

Наименование разделов и тем

                                    Количество часов                                           

всего

теория

практика

количество занятий

мин.

1

I этап (диагностический)

2

50 мин.

30 мин.

20 мин.

2

II этап (подготовительный)

14

350 мин.

140 мин.

210 мин.

3

III этап 

(постановка звука)

8

200 мин.

80 мин.

120 мин.

4

IVэтап

(автоматизация звука)

26

650 мин.

260 мин.

390 мин.

5

V этап (дифференциация)

10

250 мин.

100 мин.

150 мин.

6

Подведение итогов

2

50 мин.

30 мин.

20 мин.

Итого:

62

25 ч. 50 мин

10 ч. 40 мин.

15 ч. 10 мин.

     

  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вся индивидуальная коррекционная работа по звукопроизношению  делится на несколько этапов:

Первый этап: диагностический

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития ребёнка.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • Исследование неречевых психических функций ребёнка;
  • Сбор анамнестических данных;
  • Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Все данные обследования  записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Второй этап: подготовительный

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
  • отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия;
  • консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

К следующему этапу, постановке звука, можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Третий этап: постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме  формирования звукопроизношения:

  • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
  • создание артикуляционной базы данного звука;
  • добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
  • отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

  • по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
  • с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
  • смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.

К следующему этапу, автоматизации звука, переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и  совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
  • развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия.

Шестой этап: развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

    1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения для постановки звука:

  • статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка»;
  • динамические:
  • для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка»;
  • для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»;
  • для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»;
  • для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол» и др.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.

Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

  1. Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
  2. Нейрогимнастика. Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
  3. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

  1. Постановка звука.

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности:

  1. свистящие С, З, Ц, С`,З`
  2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
  3. соноры Л, Л’
  4. соноры Р, Р`
  5. Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных

  1. Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

С-З, С-С, С-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;

Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости – мягкости; по звонкости – глухости; по месту образования; по способу образования.

  1. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Речевичок» (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)

Неделя

Наименование модулей, разделов и тем

Содержание коррекционно-развивающей работы

Программное содержание коррекционно-развивающей работы

Материалы и оборудование

Работа с родителями

октябрь

1 неделя

I этап (диагностический)

Исследование нерече­вых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Осо­бенности динамической стороны речи. Воспроизведение слоговой структуры слова. Состояние фонематического вос­приятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле­дование понимания речи. Исследование лек­сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных за­болеваниях. Раннее речевое развитие.

2 неделя

II этап (подготовительный)

Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает», «Найди спрятанные предметы»

Развивать внимательность, воображение. Формировать усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям.

Дыхательные тренажёры, игры: «Найди отличия», «Чего не хватает»

Индивидуальные беседы с родителями о развитии речи детей. Узнать, что их беспокоит, на что они просили бы обратить внимание.

Развитие внимания

3

неделя

Развитие операций сравнения и вывода

Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары»

Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас. Активизировать речь

Дыхательные тренажёры, игра «Логические пары»

4

неделя

Развитие фонематического слуха и восприятия

Игровые упражнения: «Поймай нужный звук хлопком», «Придумай слова на заданный звук», «Определи место звука в слове»

Развитие слухового внимания и слухового контроля. Отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимых ребенком правильно. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи. Развитие звукового восприятия.

Игры с прищепками, дыхательные тренажёры

При необходимости направить на консультации врачей, узких специалистов.

ноябрь

1 неделя

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке».

Дыхательная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы

Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений

2 неделя

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке».

Мимическая гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы

Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений

3

неделя

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Пантомимическая игра: «Приветствие»

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы

Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений

4

неделя

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы

Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений

декабрь

1

неделя

III этап 

(постановка звука)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений

Постановка звука (по подражанию)

2

неделя

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений

3

неделя

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений

4

неделя

Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок.

Повторение артикуляционных упражнений

январь

2

неделя

IVэтап

(автоматизация звука)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

Закрепление звука (изолировано)

3

неделя

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

4

неделя

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения.

Закрепление звука в слогах

Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

февраль

1

неделя

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. 

Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

2

неделя

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. 

Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

3

неделя

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. 

Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях.

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

4

неделя

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. 

Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях.

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

март

1

неделя

Закрепление звука в предложениях

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в предложениях

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

2

неделя

Закрепление звука в чистоговорках

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в чистоговорках

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

3

неделя

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

4

неделя

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

апрель

1

неделя

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

2

неделя

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.

Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать.

Дыхательные тренажёры, сборник стихов и загадок

Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков.

3

неделя

V этап (дифференциация)

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия

Выполнение заданий на дифференциацию  звуков.

Игры на развитие речеслухового анализатора

4

неделя

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах.

Мимическая гимнастика.

Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия

Выполнение заданий на дифференциацию  звуков.

май

1

неделя

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривание предложений.

Составление предложений.

Игровое упражнение: «Потерянная буква»

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук

Дыхательные тренажёры, логопедические пособия

Выполнение заданий на дифференциацию  звуков.

2

неделя

Дифференциация звуков [….,...´]

(изучаемые) во фразовой речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по картинке и на заданные темы.

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.

Дыхательные тренажёры, серии сюжетных картинок

Выполнение заданий на дифференциацию  звуков.

3

неделя

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках

Заучивание стихов, песен, загадок.

Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.

Дыхательные тренажёры, сборник стихов и загадок

Выполнение заданий на дифференциацию  звуков.

4

неделя

Подведение итогов

Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле­дование понимания речи. Исследование лек­сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

Беседы по итогам коррекционно-развивающей работы.


 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методом определяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоения правильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапа постановки звука присуще использование практических и наглядных методов, при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ.

К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственных действий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука развивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий.

Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко - слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.

Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.

В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка.

Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

Для проведения логопедического обследования:

1. Обследование звукопроизношения;

2. Обследование понимания речи;

3. Обследование связной речи;

4. Обследование грамматического строя речи;

5. Обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений;

6. Обследование слоговой структуры слова;

7. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

8. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Профили звуков;

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

4. Пособия для работы над речевым дыханием;

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

4 Тексты на дифференциацию звуков

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. - Ростов н/Д.:Феникс, 2015
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.-М.:СКРИПТОРИЙ, 2016
  3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2015
  4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
  5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2017
  6. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики- развиваем речь! – СПб.: Литера, 2017
  7. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. – СПб.: Литера, 2017
  8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2016
  9. Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников- СПб.: Литера, 2017
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: ГНОМ, 2016
  11. Косинова Е.М. Домашний логопед. Говорим правильно. –М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009
  12. Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ООО «Метода»,2015
  13. Нищева Н.В.. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
  15. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

Список литературы для детей

  1. Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»
  2. Берестов В. Любые произведения для детей
  3. Ганина М. «Тяпкин и Лёша»

Программа занятий

Форма занятий: индивидуальная

Режим занятий:

Возраст

Длительность занятия

Количество

в неделю

Количество в год

5 – 6 лет

25 минут

2

62

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie