Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)
СОДЕРЖАНИЕ
|
3 |
|
4 |
|
8 |
|
9 |
|
14 |
|
21 |
|
23 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» (индивидуальные занятия с учителем-логопедом) |
Руководитель программы |
Мартынова Наталья Николаевна |
Организация-исполнитель |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя |
г. Саранск, Пр. 60 лет Октября, д.24. |
Цель программы |
Создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста. |
Направленность программы |
Социально-педагогическая |
Срок реализации программы |
1 год обучения |
Вид программы Уровень реализации программы |
Дополнительная коррекционно-развивающая Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Дети должны уметь:
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы с детьми с нарушениями речи (ОНР, ФФН) старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида» и является формой кружковой работы, рассчитанной на 1 год обучения.
Она разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. №61573);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом МО и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г.;
- Образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида», составленная с учетом ФОП ДО;
- Устав МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида».
Направленность: данная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
Новизна программы: заключается в объединении современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В программе предусмотрено использование нетрадиционных методов (Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами), современных здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковые игры), а так же применение интерактивных дидактических пособий и средств ИКТ для активизации внимания детей на занятии.
Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Отличительные особенности. Особенностью коррекционно-развивающей программы «Речевичок» является то, что она рассчитана на проведение занятий с каждым ребенком по отдельности и носит личностно-ориентированный подход. Данная программа может быть использована как для детей с речевыми нарушениями, так и для детей с ОВЗ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том что, овладение звуковым строем языка дошкольников заканчивается к пяти годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
Посредством индивидуальной коррекционно-развивающей работы с логопедом у ребёнка:
- развивается артикуляционная моторика, формируются правильные артикуляционные уклады;
- формируются произносительные навыки (в зависимости от этапа работы над звуком);
- развивается фонетическое восприятие, навыки звукового анализа;
- совершенствуются лексико-грамматические конструкции;
- развиваются неречевые психические процессы;
- развивается мелкая моторика пальцев рук.
Общие психолого-педагогические принципы, на которых построена коррекционно-развивающая программа:
– принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих ребёнку преодолевать жизненные препятствия, несмотря на дефекты речи различного генеза, преодолевать комплексы неполноценности);
− этиопатогенетический принцип (учет механизмов нарушения речи);
– комплексности с точки зрения развития речи дошкольников (система занятий построена на межпредметных связях);
– принцип «опоры на сохранное звено» (преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности);
– личностно-ориентированный подход;
– дифференцированный подход (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка);
– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
– практичности (знания и умения, полученные на логопедических занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности).
Цель программы: создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- формировать и закреплять правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых;
- формировать грамматической строй речи;
- формировать разговорную (диалогическую) речь;
- обучать рассказыванию (монологической речи);
Развивающие:
- развивать у детей речевую активность, фразовую и связную речь, обогатить словарный запас;
- развивать, уточнять основные движения органов речи у детей посредством артикуляционной речевой гимнастики;
- развивать у детей фонематический слух, уметь управлять своим голосовым аппаратом;
- развивать у детей мелкую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Форма занятий: индивидуальная
Режим занятий:
Возраст |
Длительность занятия |
Количество в неделю |
Количество в год |
5 – 6 лет |
25 минут |
2 |
62 |
Ожидаемые результаты:
Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Форма подведения итогов: контроль проводится в форме диагностики.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Речевичок»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
количество занятий |
мин. |
||||
1 |
I этап (диагностический) |
2 |
50 мин. |
30 мин. |
20 мин. |
2 |
II этап (подготовительный) |
14 |
350 мин. |
140 мин. |
210 мин. |
3 |
III этап (постановка звука) |
8 |
200 мин. |
80 мин. |
120 мин. |
4 |
IVэтап (автоматизация звука) |
26 |
650 мин. |
260 мин. |
390 мин. |
5 |
V этап (дифференциация) |
10 |
250 мин. |
100 мин. |
150 мин. |
6 |
Подведение итогов |
2 |
50 мин. |
30 мин. |
20 мин. |
Итого: |
62 |
25 ч. 50 мин |
10 ч. 40 мин. |
15 ч. 10 мин. |
- СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Вся индивидуальная коррекционная работа по звукопроизношению делится на несколько этапов:
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития ребёнка.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- Исследование неречевых психических функций ребёнка;
- Сбор анамнестических данных;
- Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
- отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия;
- консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу, постановке звука, можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
- объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
- отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
- по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
- с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
- смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу, автоматизации звука, переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекция дефектов произношения;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
-
- Артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
- статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка»;
- динамические:
- для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка»;
- для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»;
- для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»;
- для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
- Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол» и др.
- Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
- Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
- Нейрогимнастика. Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
- Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.
Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С`,З`
- шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
- соноры Л, Л’
- соноры Р, Р`
- Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
- Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С-С, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости – мягкости; по звонкости – глухости; по месту образования; по способу образования.
- Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Речевичок» (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)
Неделя |
Наименование модулей, разделов и тем |
Содержание коррекционно-развивающей работы |
Программное содержание коррекционно-развивающей работы |
Материалы и оборудование |
Работа с родителями |
октябрь |
|||||
1 неделя |
I этап (диагностический) |
Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. |
||
2 неделя |
II этап (подготовительный) |
Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает», «Найди спрятанные предметы» |
Развивать внимательность, воображение. Формировать усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям. |
Дыхательные тренажёры, игры: «Найди отличия», «Чего не хватает» |
Индивидуальные беседы с родителями о развитии речи детей. Узнать, что их беспокоит, на что они просили бы обратить внимание. |
Развитие внимания |
|||||
3 неделя |
Развитие операций сравнения и вывода |
Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары» |
Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас. Активизировать речь |
Дыхательные тренажёры, игра «Логические пары» |
|
4 неделя |
Развитие фонематического слуха и восприятия |
Игровые упражнения: «Поймай нужный звук хлопком», «Придумай слова на заданный звук», «Определи место звука в слове» |
Развитие слухового внимания и слухового контроля. Отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимых ребенком правильно. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи. Развитие звукового восприятия. |
Игры с прищепками, дыхательные тренажёры |
При необходимости направить на консультации врачей, узких специалистов. |
ноябрь |
|||||
1 неделя |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы |
Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений |
2 неделя |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика. |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы |
Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений |
3 неделя |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы |
Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений |
4 неделя |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
Дыхательные тренажёры, мячики Су-джок, рабочие листы |
Закрепление изученных на занятии артикуляционных упражнений |
декабрь |
|||||
1 неделя |
III этап (постановка звука) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений |
Постановка звука (по подражанию) |
|||||
2 неделя |
Постановка звука (по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений |
3 неделя |
Постановка звука (по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений |
4 неделя |
Постановка звука (механическим или смешанным способом) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, картотека предметных картинок, мячики Су-джок. |
Повторение артикуляционных упражнений |
январь |
|||||
2 неделя |
IVэтап (автоматизация звука) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука |
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
Закрепление звука (изолировано) |
|||||
3 неделя |
Закрепление звука в слогах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах |
Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
4 неделя |
Закрепление звука в слогах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения. Закрепление звука в слогах |
Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
февраль |
|||||
1 неделя |
Закрепление звука в словах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах |
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
2 неделя |
Закрепление звука в словах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах |
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
3 неделя |
Закрепление звука в словосочетаниях |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. |
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
4 неделя |
Закрепление звука в словосочетаниях |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. |
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
март |
|||||
1 неделя |
Закрепление звука в предложениях |
Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях |
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
2 неделя |
Закрепление звука в чистоговорках |
Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чистоговорках |
Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
3 неделя |
Закрепление звука во фразовой речи |
Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
4 неделя |
Закрепление звука во фразовой речи |
Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
апрель |
|||||
1 неделя |
Закрепление звука во фразовой речи |
Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия, мячики Су-джок, рабочие листы |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
2 неделя |
Закрепление звука в стихах и загадках |
Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. |
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать. |
Дыхательные тренажёры, сборник стихов и загадок |
Повторение артикуляционных упражнений, выполнение заданий на закрепление звуков. |
3 неделя |
V этап (дифференциация) |
Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» |
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия |
Выполнение заданий на дифференциацию звуков. |
Игры на развитие речеслухового анализатора |
|||||
4 неделя |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. |
Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» |
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия |
Выполнение заданий на дифференциацию звуков. |
май |
|||||
1 неделя |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. |
Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение: «Потерянная буква» |
Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук |
Дыхательные тренажёры, логопедические пособия |
Выполнение заданий на дифференциацию звуков. |
2 неделя |
Дифференциация звуков [….,...´] (изучаемые) во фразовой речи |
Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. |
Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. |
Дыхательные тренажёры, серии сюжетных картинок |
Выполнение заданий на дифференциацию звуков. |
3 неделя |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках |
Заучивание стихов, песен, загадок. |
Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. |
Дыхательные тренажёры, сборник стихов и загадок |
Выполнение заданий на дифференциацию звуков. |
4 неделя |
Подведение итогов |
Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
Беседы по итогам коррекционно-развивающей работы. |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методом определяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоения правильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапа постановки звука присуще использование практических и наглядных методов, при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ.
К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственных действий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука развивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко - слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.
Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.
В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка.
Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
Для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений;
6. Обследование слоговой структуры слова;
7. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
8. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4 Тексты на дифференциацию звуков
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. - Ростов н/Д.:Феникс, 2015
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.-М.:СКРИПТОРИЙ, 2016
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2015
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2017
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики- развиваем речь! – СПб.: Литера, 2017
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. – СПб.: Литера, 2017
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2016
- Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников- СПб.: Литера, 2017
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: ГНОМ, 2016
- Косинова Е.М. Домашний логопед. Говорим правильно. –М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009
- Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ООО «Метода»,2015
- Нищева Н.В.. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
- Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
Список литературы для детей
- Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»
- Берестов В. Любые произведения для детей
- Ганина М. «Тяпкин и Лёша»
Программа занятий
Форма занятий: индивидуальная
Режим занятий:
Возраст |
Длительность занятия |
Количество в неделю |
Количество в год |
5 – 6 лет |
25 минут |
2 |
62 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника