Средние группы: Средняя группа №8 "Почемучки"
Педагоги группы


Особенности занятий в группе
Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.
Цели развивающих занятий разных видов в средней группе
Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности, которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития.
Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка занятий в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:
- формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
- обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
- воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.
Виды и задачи занятий по развитию в средней группе
Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральной образовательной программе (ФОП) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:
- ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
- развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
- физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
- музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
- художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.
Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).
Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:
- навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
- внимания;
- эмоционально-волевой сферы;
- интеллекта;
- инициативности;
- нравственных качеств личности и патриотизма.
Особенности развития детей средней группы являются определяющим фактором при формулировании целей и задач занятий. Формирование созидательного отношения к миру, завершение освоения речи, интерес к групповым играм со сверстниками — всё это помогает педагогу составлять полезные и интересные занятия по разным направлениям образовательного процесса. А регулярный мониторинг развития дошкольников позволяет увидеть результаты методической работы воспитателя.
Обучающая программа
Содержание образовательной программы
№ |
Наименование |
Страницы |
I. |
Целевой раздел. |
3 |
1.1. |
Пояснительная записка. |
3-9 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика). |
9-10 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1. |
Учебный план. |
10-12 |
2.2. |
Формы, способы, методы и средства реализации программы. |
13-16 |
2.3. |
Взаимодействие с семьей, социумом. |
17-23 |
2.4. |
Планирование работы с детьми в группе: - Годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) |
24 |
2.5. |
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. |
24 |
2.6. |
Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие) |
25-30 |
III. |
Организационный раздел. |
|
3.1. |
Оформление предметно-пространственной среды. |
30-31 |
3.2. |
Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) |
31-36 |
3.3. |
Перечень методических пособий. |
36-38 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа рассчитана 2015/16 учебный год. Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устав МДОУ «Детский сад комбинированного вида №98» (утвержден).
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 4-х до 5-ти лет. Программа направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей. При реализации рабочей программы большое значение имеет:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка; создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом.
Рабочая программа ориентирована на активное освоение детьми от 4-х до 5-ти лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно- изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.
Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность. В большей степени, развивающие и образовательные ситуации, проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.
Построение педагогического процесса при реализации рабочей программы предполагает использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций. В основе Рабочей программы лежит комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, в основу которого положена идея интеграции содержания образовательных областей, объединенных общей темой, т.к. интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности детей.
Педагогическая диагностика в детском саду.
Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности. Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса. Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
-деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
-особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада. Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:
Þ соответствие диагностических методик возрастным и личностным
Þ особенностям диагностируемых; Фиксация всех проявлений личности ребенка;
Þсопоставление полученных данных с данными других педагогов,Þ родителей;
Þперепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;
Þ постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов;
Þ развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом.
Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без:
Þ выявления закономерностей развития; учитывать половозрастные и социокультурные особенности;
Þ индивидуально-личностного становления ребенка;
Þобеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике):
Þ в безопасности для испытуемого применяемых методик;
Þ в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
Þ во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Как осуществлять процесс диагностирования? Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
В проектировании диагностической деятельности многие педагоги, как правило, решают вопрос, как ее осуществлять, пропуская вопросы что и, в особенности, зачем диагностировать. Между тем, это – основные вопросы. От ответа на них зависит и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений.
В диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с его же прежними достижениями, или с поведением других детей в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. Это те аспекты сравнения, которые называются в педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой.
Например, определяем критерии для оценки проявлений активности и любознательности у детей. Так, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя и т.п.
Определяем методы диагностики. В педагогической диагностике основными методами выступают включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Кроме того, используются диагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества. Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты. Может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всему содержанию программы), заданного как идеальный вариант развития? Развитие всегда индивидуально и неравномерно, для педагога важно, прежде всего, замечать и поддерживать ярко проявляющиеся в ребенке хорошие качества, и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Например, как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности половина детей группы, любознательны избирательно (т.е. не всегда и не все вызывает детский интерес) третья часть, а остальные дети нелюбознательны? Это хорошо или 230 нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее.
Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.
Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Основная особенность детей в возрасте от 4-х до 5 лет- это требование «Я сам», которое отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка. Дети данного возраста пытаются получить эмоциональную поддержку и заботу взрослого. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. На четвертом году жизни начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, стремительно развивается сенсорная сфера. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству, но и учитывать общепринятые представления о группах предметов. В играх, в предметной и художественной деятельности повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность, речь сопровождает практические действия, позволяет планировать. У ребенка на четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками на основе действий с предметами и игрушками.. Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Младшие дошкольники- это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.
Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.
Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями
Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой) Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения.
Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира. Знает свои имя, фамилию, пол, возраст.
Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.). Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида.
Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
2.1 Учебный план
Направления развития |
Виды детской деятельности |
Формы образовательной деятельности |
Продолжительность и количество в неделю |
«Физическое развитие» |
Двигательная деятельность |
Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, реализация проектов, групповая непосредственная образовательная деятельность с детьми в зале. Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов |
30 минут 3 раза в неделю; ежедневно |
«Социально- коммуникативное развитие» |
Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. |
Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов. Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры. |
Ежедневно в свободной деятельности |
«Познавательное развитие» |
Познавательно-исследовательская деятельность Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения Математическое и сенсорное развитие |
Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов. |
20 минут 1 раз в неделю 20 минут 1 раз в неделю |
«Речевое развитие» |
Коммуникативная деятельность Развитие речи Подготовка к обучению грамоте |
Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, викторины, реализация проектов. |
Ежедневно; 20 минут 1 раз в неделю |
«Художественно- эстетическое развитие» |
Изобразительная деятельность Рисование Лепка Аппликация Конструирование Чтение художественной литературы Музыкальная деятельность |
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд, реализация проектов. Слушание, импровизация, исполнение, музыкально дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. |
20 минут 1 раз в 2 недели 20 минут 1 раз в 2 недели 20 минут 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 20 минут 2 раза в неделю |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развиваются понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности.
Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе «ребенок — взрослый», что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит).
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности («Я —молодец!»).
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно- гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия.
К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Воспитатель приучает детей бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой). Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют словотворчество. Девочки обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминании прочитанного). Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (водой, снегом, песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, у него могут возникнуть негативизм и упрямство.
У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью (построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику; слепить бублик для куклы — куклу угощаем бубликами). Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Речь сопровождает практические действия ребенка, но еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести. В этом им помогает воспитатель.
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку.
В течение дня к каждому ребенку педагог проявляет свое доброе отношение: приласкает, назовет уменьшительным именем. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших.дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.
Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (дочки-матери, врач, шофер и пр.).
Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт. Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные).
Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах. Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам.
Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя. Он приучает спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Воспитатель побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие. Умение воспитателя ярко передать свои чувства и вызвать у детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей.
Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей. К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровьесберегающем поведении, но и для решения других
— обогащения представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.;
— освоения приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п.;
— отражения эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши»;
— освоения представлений о домашних животных — ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку»;
— развития детской речи, знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре. При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Помогают в осуществлении образовательной деятельности единые игровые персонажи (например, медвежонок Топтыжка, веселая обезьянка Чита), которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.
2.3 Взаимодействие с семьей, социумом.
Результаты взаимодействия взрослых и детей становятся предметом дальнейшего обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание развитию педагогической рефлексии, послужить основой для определения перспектив совместного с семьей развития дошкольников.
Необходимо поддерживает готовность родителей к обмену опытом по вопросам социально-личностного развития детей, включает их в совместные с детьми игры и упражнения «Приятные слова», «Что мы любим, что не любим», «Слушаем чувства», «Угадай, чьи это руки».
В ходе встреч предлагаем родителям и детям совместно поучаствовать в различных видах деятельности - совместном рисовании (маме и ребенку создать рисунок на определенную тему или выполнить рисунок, используя одну ручку на двоих), совместно сложить картинку из частей, догадаться о чувствах другого по мимике и жестам. В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков детей и взрослых, развитие их эмоциональной отзывчивости. Важно создать условия для презентации педагогического роста родителей - проведение родительских встреч, конкурсов «Успешный родитель», «Семья года», «Что я знаю о своем ребенке». Так, конкурс «Что я знаю о своем ребенке» развивает интерес к познанию своего ребенка, содействует активному взаимодействию с ним. Совместная деятельность педагогов и родителей Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творческие умения детей и взрослых, педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин, вечеров досуга, музыкальных салонов и творческих гостиных.
План работы с родителями
Форма проведения |
Тема и цель проводимой работы |
Ответственные |
Сентябрь |
||
Индивидуальные беседы |
«Как знакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми». Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему их вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения |
Воспитатель: Филимонова Е.В. |
Консультации |
«Как правильно общаться с ребенком». Цель: повышение педагогической культуры родителей. |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Выставка |
«Дары матушки – природы». Цель: вовлечение родителей в жизнь группы. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Родительское собрание |
«Старший дошкольный возраст, – какой он?» Цель: ознакомление родителей с требованиями программы средней группы. |
Воспитатель: Филимонова Е.В. |
Творческая мастерская |
Привлечь родителей к обновлению физкультурного уголка в группе. |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Октябрь |
||
Педагогические беседы с родителями. |
« Семейное чтение как средство формирования у детей знаний о правилах дорожного движения ». Цель: повышение активности родителей к обеспечению безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы. |
Воспитатель: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Размещение в родительском уголке энциклопедии здоровья |
«Психическое развитие ребёнка пятого года жизни». Цель: познакомить родителей с особенностями психического развития детей. Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. |
Воспитатель: Филимонова Е.В. |
Папка-передвижка |
«Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». Цель: обогатить знания родителей по вопросам укрепления здоровья детей. |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Фотоколлаж |
«По дороге в детский сад» «Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников, повышающей культуру участников дорожного движения. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Анкетирование |
«Хорошо ль у нас в саду?» Цель: выявить степень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения к потребностям ребенка. |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Ноябрь |
||
Развлечение. |
Совместное развлечение детей и родителей «Осень золотая». |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. Муз.руководитель: |
Консультация. |
«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Цель: Профилактика безопасности в быту, побуждение к творческому союзу воспитателей, детей и родителей. |
Воспитатели: Филимонова Е.В. |
Педагогические беседы с родителями. |
«Чему учит сюжетно- ролевая игра!» Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения |
Воспитатель: |
Индивидуальные беседы с родителями ЧБД. |
«Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». «Одежда детей зимой». Цель: профилактика здорового образа жизни. |
Воспитатель: Филимонова Е.В. |
Развлечение |
«День матери». Цель: создание благоприятной атмосферы, любви, радостного настроения. |
Воспитатели: Филимонова Е.В. |
Декабрь |
||
Консультации |
«Развлечения в семье. Рождественские каникулы» "Веселые игры, для детского застолья". Цель: получение положительных эмоций от совместных развлечений. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
День открытых дверей. |
«Минутка безопасности». Цель: добиться синхронности воспитателя и родителя в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Анкетирование |
«Изучение отношения родителей к необходимости изучения правил дорожного движения» |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Выставка совместных рисунков детей и родителей. |
«Зима - краса». Цель: создание атмосферы праздника, положительных эмоций от совместной работы с детьми. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Творческая мастерская |
Подготовка к новогодним утренникам - изготовление костюмов и атрибутов. |
|
Утренник |
«Новогодний карнавал». Цель: создание радостного, праздничного настроения. |
Музык.руководитель: Воспитатели: Филимонова Е.В. |
Январь |
||
Консультации |
«Искусство быть родителем!» Цель: расширять представления родителей о методах воспитания детей, помочь взглянуть на этот вопрос с другой стороны. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Развлечение |
«Игры с детьми по ПДД». Цель: профилактика дорожно-транспортного травматизма. |
Воспитатели: Филимонова Е.В. |
Памятка для родителей. |
«Искусство наказывать и прощать». |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Развлечение |
«Коляда, Коляда, отворяй ворота». Цель: создание удовлетворения от совместных развлечений. |
Воспитатели: Филимонова Е.В. |
Ларец предложений и пожеланий |
«Детский сад будущего». Цель: выявление пожеланий и предложений родителей в улучшении жизни детей в детском саду. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Беседы на волнующие темы для родителей. |
«Как организовать выходной день с ребенком». Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения. |
Воспитатель: Филимонова Е.В. |
Папка–передвижка |
«Крещение Господне». Цель: обогащение знание родителями традиций, истоков праздника. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Февраль |
||
Консультации |
«Роль отца в воспитании ребёнка». Цель: обратить внимание на значимость участия отцов в воспитании ребёнка». «Детское «ХОЧУ» и родительская снисходительность». Цель: повышение педагогической компетентности родителей». |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Фотовыставка |
«Наши замечательные папы». |
Воспитатели |
Папка-передвижка |
«День всех влюблённых». Цель: познакомить родителей с историей праздника, создание атмосферы любви, доброжелательности. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Экскурсия в музей |
Цель: нравственное и патриотическое воспитание детей и родителей. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Творческая мастерская |
Привлечение родителей к обновлению атрибутов в сюжетно- ролевым играм. |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Развлечение |
«Масленица». Цель: вовлечение родителей в жизнь группы, прививать желание проводить совместные праздники с детьми. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Март |
||
Выставка детских работ |
«Моя мамочка». Цель: создание атмосферы праздника, любви, положительных эмоций. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Творческая мастерская |
Подготовка к утреннику - изготовление костюмов и атрибутов. Цель: привлечение родителей к жизни детского сада. |
Воспитатели, родители. |
День открытых дверей |
Утренник, посвящённый 8 марта. Цель: создание атмосферы праздника, любви. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Педагогические беседы с родителями. |
«Как воспитывать самостоятельность». «Как развивать речь ребёнка». |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Консультации |
«Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка». Цель: расширять представления родителей о здоровьесберегающих технологиях. |
Воспитатель: Филимонова Е.В. |
Практикум |
«Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками». |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Апрель |
||
Экологическая акция |
"Мы у нашего крыльца, посадили деревца" (совместная посадка деревьев, кустарников, цветов на территории ДОУ) |
Воспитатели, родители. |
Экскурсия |
«Регулируемый перекрёсток». Цель: продолжать ознакомление с правилами дорожного движения. |
Воспитатели, родители. |
Консультации |
«"Безопасная книга для ребенка". Цель: обезопасить детей и родителей от некачественных книг. «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». Цель: профилактика дорожно-транспортного травматизма. Повышение знаний родителей по данному вопросу. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Развлечение |
День здоровья. Цель: формирование основ здорового образа жизни. |
Инструктор по физо: воспитатели. |
Дискуссия. |
«Наши привычки – привычки наших детей». Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Май |
||
Консультации |
«Страна безопасности». Цель: профилактика безопасного образа жизни. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Беседы на волнующие родителей темы |
«Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей». |
Воспитатель: Власова Л.Д. |
Выставка |
«Моя семья». Цель: формировать ценность семейного воспитания, получение удовлетворения от совместной деятельности с детьми. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Папка-передвижка |
«День Победы». Цель: патриотическое воспитание детей и родителей. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Творческая мастерская |
Привлечь родителей к обновлению макета улицы в уголке безопасности. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В. |
Родительское собрание |
«Что сумели сделать за год». Цель: подведение итогов усвоения программы средней группы. |
Воспитатели: Власова Л.Д. Филимонова Е.В.. |
2.4 Планирование работы с детьми в группе:
- Годовое планирование (см. приложение 1).
- Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) (см. приложение 2).
2.5Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ |
||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ |
||||||||||||
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ |
||||||||||||
Развитие речи |
Художественная литература |
Формирование целостной картины мира, |
Формирование элементарных математических представлений |
Игровая деятельность |
Наблюдения за трудом взрослых, Формирование элементарных навыков самообслуживания |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Музыка |
конструирование |
Аппликация, лепка |
Рисование |
Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия |
Физическая культура |
РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
2.6 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей.
Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели.
Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Особенности образовательной деятельности разных видов.
Развитие ребенка в образовательном процессе осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности рабочей программыявляетсяситуационный подход.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Используются ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации включеныв образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации запускают инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).
Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность в организованной образовательной деятельности выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности.
Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.
Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи. Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности.
Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
— наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
— индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
— создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
— трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
— беседы и разговоры с детьми по их интересам;
— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
— индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
— двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
— работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
— подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
— наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
— экспериментирование с объектами неживой природы;
— сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
— элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
— свободное общение воспитателя с детьми.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно- вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально- практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).
Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.
Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.).
Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг- вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
IIIОрганизационный раздел.
3.1Оформление предметно-пространственной среды.
Материалы и оборудование |
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении |
Игровая деятельность |
Тематические «зоны»имеют более широкий характер и обставлены более мобильно: 1) «Семья», включает в себя «кухню», «столовую», «спальню», 2) «Парикмахерская» с набором необходимых атрибутов и игрушками заместителями; 3) «Больница», «Аптека»; 4) «Магазин «Продукты»; 5) «Театр», включающий в себя наборы различных видов театра. Универсальная «водительская» зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. |
Продуктивная деятельность |
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки для игр со строительным материалом убраны в коробки. Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде). Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности осуществляется за столами. Краски, кисти.карандаши цветная бумага и пр. хранятся в шкафах. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Познавательно-исследовательская деятельность осуществляется в «Уголках природы», в которых размещены комнатные растения, материалы и оборудование для экспериментирования, альбомы, календарь погоды и пр. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагается в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками). |
Двигательная активность |
«Физкультурный уголок» — контейнеры на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. «Физкультурный уголок» располагается в углу комнаты. Мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), хранятся в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Некоторыеиз пособий хранят в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе. |
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).
Режим дня Средняя группа ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА ДОМА Пробуждение, гигиенические процедуры 6.30 – 7.30 В ДЕТСКОМ САДУ Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика 7.00 – 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50 Самостоятельная игровая деятельность 8.50 – 9.00 Непосредственно образовательная деятельность 9.00 – 10.35 Игровая деятельность, подготовка к прогулке, прогулка (познавательно-игровая и трудовая деятельность) 10.35 –12.05 Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 12.05 –12.20 Подготовка к обеду, обед 12.20 –12.50 Подготовка ко сну, дневной сон 12.50– 15.00 Постепенный подъем, водные и закаливающие процедуры, гимнастика после сна. 15.00 – 15.15 Подготовка к полднику, полдник, игры 15.15 – 15.35 Дополнительное образование 15.35–16.00 Подготовка к прогулке, прогулка 16.0– 17.05 Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 17.05–17.15 Подготовка к ужину, ужин 17.15–17.35 Самостоятельная и художественная деятельность, Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.35-19.00 ДОМА Прогулка с родителями 19.00-20.10 Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.10-20.40 Подготовка ко сну, ночной сон 20.40- 6.30 |
РЕЖИМ ДНЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ( ЛЕТНИЙ ПЕРИОД) ДОМА: Подъем, утренний туалет …….…………………………………..06.30-07.30 В ДЕТСКОМ САДУ: Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика……………………....07.00-08.20 Подготовка к завтраку,завтрак…………………………………….08.20-08.50 Игры, подготовка к прогулке………………………………………08.50-09.20 Прогулка,непосредственно образовательная деятельность игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры..........................09.20-11.40 Возвращение с прогулки, водные процедуры……………………..11.40-12.00 Подготовка к обеду, обед…………………………………………...12.00-12.35 Подготовка ко сну, дневной сон……………………………………12.35-15.00 Подъем детей,гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия.……….15.15-15.25 Подготовка к полднику, полдник…………………………………..15.25-15.50 Подготовка к прогулке, прогулка…....……………………………..15.50-17.10 Подготовка к ужину, ужин….…...………………………………….17.10-17.40 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой……....17.40-19.00 ДОМА: Прогулка……………………………………………………………...19.00-20.10 Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры…………………………………………………………….20.10-20.40 Ночной сон……………………………………………………………20.40-06.30 |
РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в средней группе № 8
Понедельник |
1.Констр./аппликация 9.00-9.20 2. Физическое развитие 9.40-10.00 |
Вторник |
1. Физическое развитие 9.00-9.20 2. Развитие речи 9.30-9.50 |
Среда |
1. ФЭМП 9.00-9.20 2.Мир музыки 9.30-9.50 |
Четверг |
1.Рисование/ лепка 9.00-9.20 2.Мир музыки 9.30-9.50 |
Пятница |
1. Мир природы/ чтение художественной литературы 9.00-9.20 2. Физическое развитие 9.40-10.00 |
Модель закаливания:
Процедура |
Время проведения |
Продолжительность |
|
3 - 7 лет |
|||
Прогулка и игры на воздухе |
Утром и днем |
Осенью и зимой по 2—2,5 ч; летом как можно дольше |
|
Воздушные ванны |
Утром или после дневного сна |
Осенью и зимой в комнате, начинать с 5— 10 мин до 30— 60 мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздуш-ные ванны 10— 60 мин и дольше |
|
Солнечные ванны |
В средней полосе 9—11 ч |
4—40 мин (на все стороны тела) |
|
Обтирание |
Рано утром или до дневного сна |
2—3 мин |
|
Обливание |
Утром после гимнастики, воздушной и солнечной ванны (летом) |
40—90 с (в зависимости от возраста) |
|
Гимнастика |
Через 20—30 мин после завтрака |
3—4 года по 12—15 мин, 5—6 лет — по 20 мин. До 7 лет по 25—30 мин |
Двигательный режим:
Формы организации |
особенности организации |
Длительность в минутах |
физкультурно-оздоровительная работа |
||
утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе или в зале |
6-8 |
физкультминутка |
Ежедневно по мере необходимости |
1-3 |
двигательная разминка в системе занятий с преобладанием статических поз |
Ежедневно |
1-3 |
подвижные игры и упражнения на прогулке |
Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей |
10-15 |
индивидуальная работа по развитию движений на прогулке |
Ежедневно во время прогулки |
10 |
оздоровительный бег |
Ежедневно во время утренней гимнастики |
0,5-1мин. |
гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам |
Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей |
не более 8 мин. |
занятия по физической культуре и хореографии |
3 раза в неделю в зале и на свежем воздухе, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня (1 раз на свежем воздухе) |
20 |
самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей |
Определяется индивидуально |
физкультурно-массовая работа |
||
дни здоровья |
зимой и весной |
1 раз в квартал |
физкультурные развлечения |
1 раз в месяц по второй половине дня |
20 минут |
физкультурно-спортивные праздники |
Летом 1 раз в год |
20 минут |
участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях |
во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми |
3.3 Перечень методических пособий.
- «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т.И Бабаева, А.Г.Гогоберидзе.З.А.Михайлова и др.- СПБ «Детство-Пресс»,2011.
- Методика физического воспитания /Э.Степаненкова. - М. Изд. дом Воспитание дошкольника, 2005 г.
- Методике физического воспитания. СтепаненковаЕ.Я. - М.: Мозаика-синтез, 2005.
- Методика проведения подвижных игр Степаненкова Е.Я. - М.: Мозаика-синтез, 2008-2010..
- Уроки Мойдодыра / Г.Зайцев. - СП: Акцидент, 1997.
- Уроки этикета / С.А. Насонкина. - СП: Акцидент, 1996
- Воспитание здорового ребенка / М.Д. Махаева. - М.: Арки, 1997
- Игровая деятельность в детском саду. Губанова Н.Ф. - М. Мозаика - Синтез, 2006-2010.
- Развитие игровой деятельности. Система работы в старшейгруппе. Губанова Н.Ф. - М. Мозаика - Синтез, 2009- 2010
- Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Зацепина М.Б.- М. Мозаика - Синтез, 2008- 2010.
- Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В.И., Стульник Т.Д. - М. Мозаика - Синтез, 2006- 2010.
- Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Л.В.Куцакова. - М. Мозаика - Синтез, 2007- 2010
- Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003.
- Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.
- Конструирование из природного материала / Л.А. Парамонова. – М: Карапуз, 2007.
- Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий/ Куцакова Л.В.. М., 2007.
- Занятия по конструированию из строительного материала / Куцакова Л.В.. М.2006.
- Развивающие тренажеры из бросового материала. Полозова Е.В.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2006г
- Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких- СПб детство-пресс; 2007г43
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике-м: издательство Скрипторий 2003
- Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для воспитателей и родителей.-М: Мозаика-синтез, 2007.
- Куцакова Л.В. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т.А.Шорыгина. - М.: Книголюб, 2004.
- Три сигнала светофора. Ознакомление с правилами дорожного движения. Саулина Т.Ф. - М. Мозаика - Синтез, 2009 - 2010.
- Дорожные знаки для маленьких пешеходов / Г.П.Шалаева Хрестоматия для дошкольников / М.: АСТ, 1999.
- 1000 загадок/ Издательский дом «Нева»- СПб, Москва 2006 Книга для чтения в детском саду и дом. Хрестоматия. 4-5 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П.Ильчук. - М. Оникс- ХХI век,2005
- Занятии по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика/ Рябко Н.Б.Центр педагогического образования, 2007.
- Рисование с детьми дошкольного возраста / Р.Г.Казакова. – Воронеж. 2008.
- Народное искусство в воспитании дошкольников \ Т.С.Комарова. – М.: Педагогическое общество Россия, 2005.
- Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Комарова Т.С..- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991
- Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) / Лыкова И.А. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006
- Декоративная лепка в детском саду / Н.Б.Халезова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лепка в детском саду / Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхона. – М.: Просвещение, 1986.
- Музыка и движение /С.И.Бекина, Т.Т.Ломова.– М.: Просвещение, 1983.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника