ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГРАМОТЕЙКА»
Программа занятий
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт программы |
3-4 |
2. |
Пояснительная записка |
5-8 |
3. |
Учебно-тематический план |
9-10 |
4. |
Содержание изучаемого курса |
11-16 |
5. |
Календарно-тематический план |
17-22 |
6. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
23 |
7. |
Список литературы |
24 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
«Грамотейка» |
Руководитель программы |
Власова Людмила Дмитриевна, воспитатель, высшая квалификационная категория |
Организация-исполнитель |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя |
РМ, г. Саранск, Пр. 60 лет Октября, д. 24 |
Цель программы |
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты |
Направленность программы |
Социально-педагогическая |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень рализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Знать: - авторов и содержание произведений для детей 4-5 лет; - наизусть потешки, небольшие стихи, песенки, загадки; - слоговую структуру слова. Уметь: - различать короткие и длинные слова, похожие и разные; - составлять предложения и моделировать их; - делить слова на слоги; - дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их; - определять и называть первый звук в слове; - рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы; - выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; - составлять 2-3 предложения по картинке; - перессказывать простые сказки; - отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа при помощи простых предложений. Владеть: - терминами: «звук», «слово», «предложение». |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы социально-педагогическая; программапредназначена для обучения детей 4-5 лет и направлена на развитие речевойактивности и овладение первоначальным графическим навыкам.
Новизна программы заключается в использовании современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребенка, включить их в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной ЖИЗНИ.
Актуальность программы. Данная программа представляет собой систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебные задачи, овладевать навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Актуальность программы базируется на анализе предыдущего опыта и определяется запросом родителей на программы для подготовки к школе младших и старших дошкольников в области развития речи и обучения их первоначальному овладению грамотой и развитию мелкой моторики кисти.
Отличительные особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения,используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей. Созданы условия для включения ребенка в новые социальные формы общения. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать иписать. Основная задача этого этапа- приобщить детей к материалу, которыйразвивает воображение, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, на каждом этапе решается задачаподготовки руки ребенка к письму на уровне его возрастных особенностей.
Также особенностью программы является использование логопедическойметодики, цель которой- предупреждение ошибок в чтении и письме в болеестаршем школьном возрасте.
Педагогическая целесообразность программы в том, что при еереализации дети получают достаточный уровень развития речи, графических умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Цель программы – осуществление комплексного подхода к речевомуразвитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы:
Общеобразовательные:
- развивать фонематический слух и произносительную сторону речи;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать умение владеть звуковой стороной речи-темпом,интонацией;
- развивать мыслительные операции, моделирование артикуляциизвуков;
- знакомство со слоговой структурой слова;
- формировать умение правильно строить предложения;
- формировать умение перессказывать, составлять небольшие рассказыпо картинкам, используя простые предложения;
- расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать нравственные качества;
- приобщать детей к художественной литературе.
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать графические навыки, мелкую моторику;
- развивать психические процессы.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоенияматериала от простого к сложному, в соответствии с познавательнымивозрастными возможностями детей);
- доступности (простота изложения и понимания материала);
- наглядности (наличие большого количества наглядного и раздаточногоматериала, дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учет психологических особенностей каждогодошкольника);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы ивозможностей их достижения);
- межпредметности (связь с другими предметами: развитием речи,окружающим миром).
Возраст детей – 4-5 лет.
Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий: групповая; занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- авторов и содержание произведений для детей 4-5 лет;
- наизусть потешки, небольшие стихи, песенки, загадки;
- слоговую структуру слова.
Уметь:
- различать короткие и длинные слова, похожие и разные;
- составлять предложения и моделировать их;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их;
- определять и называть первый звук в слове;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картинке;
- перессказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа при помощи простых предложений.
Владеть:
- терминами: «звук», «слово», «предложение».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование образовательных модулей, тем, разделов. |
Количество занятий |
Общее количество мин. |
Количество часов теория |
Количество часов практика |
1 |
«В мире слов». |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
2 |
Знакомство с многообразием слов, моделированием. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
3 |
Длинные, короткие слова. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
4 |
Звонкие и тихие слова. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
5 |
Предложение. Слова. Деление слов на слоги. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
6 |
Модель предложения. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
7 |
Знакомство с многообразием слов. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
8 |
Предложение, слова. |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
9 |
Звуки «С-СЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
10 |
Звуки «З-ЗЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
11 |
Звуки «С-Сь», «З-ЗЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
12 |
Звук «Ц» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
13 |
Звук «Ш» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
14 |
Звук «Ж» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
15 |
Звуки «Ш-Ж» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
16 |
Звук «Щ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
17 |
Звук «Ч» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
18 |
Звуки «Ч-Щ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
19 |
Звуки «Р-РЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
20 |
Звуки «Л-ЛЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
21 |
Звуки М-МЬ |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
22 |
Звуки «Б-БЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
23 |
Звуки «К-КЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
24 |
Звук «Г» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
25 |
Звук «Г» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
26 |
Звуки «Г-К» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
27 |
Звуки «Д-ДЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
28 |
Звуки «Т-ТЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
29 |
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
30 |
Закрепление пройденного материала (Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ»). |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
31 |
Закрепление пройденного материала (Звуки «Р-РЬ», «Ш»). |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
32 |
Закрепление пройденного материала (Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ»). |
1 |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Всего |
32 |
640 мин (11 ч) |
320 мин |
320 мин |
Содержание программы
Раздел 1. Развитие фонематического слуха.
Знакомство с терминами «слово», «звук», «предложение».
Формирование умения различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием-изображением слова в виде прямоугольника.
Раздел 2. Звуковая культура речи.
Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
Раздел 3. Работа над словарем.
Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова-антонимы.
Раздел 4. Развитие графических навыков.
Рисование горизонтальных и вертикальных линий, округлых линий, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.
Содержание программы
Тема 1. «В мире слов».
Программное содержание.
- Дать представление о многообразии слов, учить понимать термин «слово», что слова бывают разные.
- Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.
- Учить рисовать короткие, отрывистые линии (дождик из душа).
- Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность.
Тема 2. «Знакомство с многообразием слов, моделированием»
Программное содержание.
- Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
- Учить моделировать слово в виде прямоугольника.
- Знакомить с разнообразием слов, понимать что слова обозначают не толькопредметы, но и признаки и их действия.
- Учить находить различия в двух похожих рисунках.
Тема 3. «Многообразие слов»
Программное содержание.
- Продолжать знакомить с многообразием слов.
- Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
- Продолжать знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника.
- Учить рисовать короткие линии (иголки ежикам)
Тема 4. «Длинные, короткие слова»
Программное содержание.
- Закрепить представление о словах, словах- друзьях.
- Учить слушать воспитателя и выполнять задание, развивать мелкую моторику.
- Учить сраванивать короткие и длинные слова.
- Учить самостоятельно находить сходные и разне по звучанию слова.
Тема 5. «Звонкие и тихие слова»
Программное содержание.
- Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
- Учить интонационно, выделять звуки в словах.
- Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Тема 6. «Деление слов на слоги»
Программное содержание.
- Познакомить с протяженностью слов и делением их на части.
- Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.
- Учить делить слова на слоги (прихлопыванием)
Тема 7. «Предложение. Модель предложения.»
Программное содержание.
- Познакомить детей с понятием «предложение»
- Учить детей дифференцировать понятия «слово – предложение».
- Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительного восприятия
- и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.
Тема 8. «Предложение, слова»
Программное содержание.
- Закреплять умение различать понятия «слово – предложение».
- Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительного восприятия
- и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.
Тема 9. «Звуки «С-СЬ»»
Программное содержание.
- Познакомить со звуком с, учить интонационно его выделять в словах и
изолированно
- Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
- Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.
- Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых
упражнениях («песенки большого и маленького насоса»).
- Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ» в словах, во фразовой речи.
Тема 10. «Звуки «3-ЗЬ»»
Программное содержание.
- Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «3-ЗБ» («песенка
большого комара», «песенка маленького комарика»).
- Учить четкому и ясному произношению звуков «3-ЗЬ».
- Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
- Учить интонационному выделению звуков «З-ЗЬ» в словах.
Тема 11. «Звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ»‚твердые и мягкие согласные»
Программное содержание.
- Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ»,
«3-ЗЬ» в словах.
- Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» в
фразовой речи.
- Учить называть первый звук в словах.
Тема 12. Звук «Ц»
Программное содержание.
- Знакомить со звуком «ц», учить выделять звук в произношении
- Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
- Упражнять в правильном произношении звука «ц» в словах и фразах.
Тема 13. Звук «Ш»
Программное содержание.
- Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.
- Учить четко и ясно произносить звуки.
- Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).
Тема 14. Звук «Ж»
Программное содержание.
- Учить четко и ясно произносить тверый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.
- Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.
Тема 15. Звуки «Ш-Ж»
Программное содержание.
- Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
- Продолжать знакомить с термином «звук».
- Развивать графические навыки (рисование дорожек).
Тема 16. Звуки «Щ»
Программное содержание.
- Учить интонационно выделять согласный звук «Щ» в словах.
- Учить определять и называть первый звук в словах.
- Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
- Развивать графические навыки (рисование щеток).
Тема 17. Звуки «Ч»
Программное содержание.
- Познакомить со звуком «ч».
- Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
- Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.
- Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Тема 18. Звуки «Ч-Щ»
Программное содержание.
- Продолжать учить различать мягкие согласные звуки «Ч», «Щ» в словах.
- Продолжать учить интонационно выделять звуки «Ч», «Щ» в фразовой
речи.
- Учить называть первый звук в словах.
Тема 19. Звуки «Р-РЬ»
Программное содержание.
- Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки
- большого и маленького мотора»).
- Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах.
- Учить называть первый звук в словах.
Тема 20. Звуки «Л-ЛЬ»
Программное содержание.
- Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Л-ЛЬ».
- Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков
звуков «Л-ЛЬ» в словах.
- Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
- Учить называть первый звук в словах.
- Развивать графические навыки (рисование неваляшки).
Тема 21. Звуки «М-МЬ»
Программное содержание.
- Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».
- Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуковзвуков «М-МЬ» в словах.
- Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
- Учить называть первый звук в словах.
- Развивать графические навыки (рисование мишки).
Тема 22. Звуки «Б-БЬ»
Программное содержание.
- Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ»
изолированно, в словах, во фразовой речи.
- Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова
не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
- Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).
Тема 23. Звуки «К-КЬ»
Программное содержание.
- Познакомить с твердыми и мягкими звуками «К-КЬ».
- Учить интонационному выделению звуков «К-КЬ» в словах.
- Учить называть первый звук в словах.
Тема 24. Звук «Г»
Программное содержание.
- Учить называть изолированно твердый согласный звук «Г».
- Учить называть первый звук в словах.
- Развивать графические навыки (рисование кругов)
Тема 25. Звук «Г»
Программное содержание.
- Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
- Учить выразительно читать стихотворение.
Тема 26. Звуки «Г-К»
Программное содержание.
- Закрепить умение различать звуки «Г» и «К» в произношении.
- Закрепить умение различть твердые и мягкие согласные звуки «Г», «К».
- Развивать фонематический слух, речевое внимание.
Тема 27. Звуки «Д-ДЬ»
Программное содержание.
- Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».
- Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ».
- Учить называть первый звук в словах.
- Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Тема 28. Звуки «Т-ТЬ»
Программное содержание.
- Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Т-ТЬ».
- Учить называть изолированно звуки «Т-ТЬ».
- Учить называть первый звук в словах.
- Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Тема 29. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»
Программное содержание.
- Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать
твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
- Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
- Учить называть первый звук в словах.
- Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Тема 30. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ»
Программное содержание.
- Закрепить умение выделять звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ» в произношении.
- Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Развивать фонематический слух, речевое внимание.
Тема 31. Звуки «Р-РЬ», «Ш»
Программное содержание.
- Закрепить умение выделять звуки «Р-РЬ», «Ш» в произношении.
- Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Развивать фонематический слух, речевое внимание.
Тема 32. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ»
Программное содержание.
- Закрепить умение выделять звуки «Л», «Б» в произношении.
- Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Развивать фонематический слух, речевое внимание.
Методическое обеспечение программы.
- Дидактический материал.
- Модели звуков, слов, предложений.
- Серия сюжетных картин для развития связной речи.
- Техническое оснащение занятий.
- Индивидуальные тематические карточки.
- Таблицы, картинки, игрушки, муляжи.
- Плакат «Алфавит».
- Наглядный и раздаточный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
- Ушакова О.С. «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду»., М, Сфера, 2001 г.
- Ушакова О.С. Методика развития детей дошкольного возраста. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2002-128 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)/О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006
- Журова Е.Н., Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте». – М. Школа-Пресс, 1999 г.
- Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет». Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента, Москва, 2010.
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ООО «Баласс», 2007.
- Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.
Для детей:
- Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001.
- Русские детские писатели XXвека: Библиографический словарь. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1998. – 512 с.
- Д.Г. Шумаева Как хорошо учеть читать. СПб: «Детство-
Пресс», 2007.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника