ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГРАМОТЕЙКА»

Педагогический работник Власова Людмила Дмитриевна.
Педагогический работник
Власова Людмила Дмитриевна

Программа занятий

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3-4

2.

Пояснительная записка

5-8

3.

Учебно-тематический план

9-10

4.

Содержание изучаемого курса

11-16

5.

Календарно-тематический план

17-22

6.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

23

7.

Список литературы

24

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Грамотейка»

Руководитель программы

Власова Людмила Дмитриевна,

воспитатель, высшая квалификационная категория

Организация-исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида»

Адрес организации исполнителя

РМ, г. Саранск, Пр. 60 лет

Октября, д. 24

Цель программы

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты

Направленность программы

Социально-педагогическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень рализации программы

адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

Ожидаемые конечные результаты программы

Знать:

- авторов и содержание произведений для детей 4-5 лет;

- наизусть потешки, небольшие стихи, песенки, загадки;

- слоговую структуру слова.

Уметь:

- различать короткие и длинные слова, похожие и разные;

- составлять предложения и моделировать их;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их;

- определять и называть первый звук в слове;

- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

- составлять 2-3 предложения по картинке;

- перессказывать простые сказки;

- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа при помощи простых предложений.

Владеть:

- терминами: «звук», «слово», «предложение».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы социально-педагогическая; программапредназначена для обучения детей 4-5 лет и направлена на развитие речевойактивности и овладение первоначальным графическим навыкам.

Новизна программы заключается в использовании современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребенка, включить их в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной ЖИЗНИ.

Актуальность программы. Данная программа представляет собой систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебные задачи, овладевать навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Актуальность программы базируется на анализе предыдущего опыта и определяется запросом родителей на программы для подготовки к школе младших и старших дошкольников в области развития речи и обучения их первоначальному овладению грамотой и развитию мелкой моторики кисти.

Отличительные особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения,используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей. Созданы условия для включения ребенка в новые социальные формы общения. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать иписать. Основная задача этого этапа- приобщить детей к материалу, которыйразвивает воображение, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, на каждом этапе решается задачаподготовки руки ребенка к письму на уровне его возрастных особенностей.

Также особенностью программы является использование логопедическойметодики, цель которой- предупреждение ошибок в чтении и письме в болеестаршем школьном возрасте.

Педагогическая целесообразность программы в том, что при еереализации дети получают достаточный уровень развития речи, графических умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Цель программы – осуществление комплексного подхода к речевомуразвитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы:

Общеобразовательные:

  • развивать фонематический слух и произносительную сторону речи;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать умение владеть звуковой стороной речи-темпом,интонацией;
  • развивать мыслительные операции, моделирование артикуляциизвуков;
  • знакомство со слоговой структурой слова;
  • формировать умение правильно строить предложения;
  • формировать умение перессказывать, составлять небольшие рассказыпо картинкам, используя простые предложения;
  • расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать нравственные качества;
  • приобщать детей к художественной литературе.

Развивающие:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать графические навыки, мелкую моторику;
  • развивать психические процессы.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоенияматериала от простого к сложному, в соответствии с познавательнымивозрастными возможностями детей);
  • доступности (простота изложения и понимания материала);
  • наглядности (наличие большого количества наглядного и раздаточногоматериала, дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учет психологических особенностей каждогодошкольника);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы ивозможностей их достижения);
  • межпредметности (связь с другими предметами: развитием речи,окружающим миром).

Возраст детей – 4-5 лет.

Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий: групповая; занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Ожидаемые результаты:

Знать:

  • авторов и содержание произведений для детей 4-5 лет;
  • наизусть потешки, небольшие стихи, песенки, загадки;
  • слоговую структуру слова.

Уметь:

  • различать короткие и длинные слова, похожие и разные;
  • составлять предложения и моделировать их;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их;
  • определять и называть первый звук в слове;

  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • составлять 2-3 предложения по картинке;
  • перессказывать простые сказки;
  • отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа при помощи простых предложений.

Владеть:

  • терминами: «звук», «слово», «предложение».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование образовательных модулей, тем, разделов.

Количество занятий

Общее количество мин.

Количество часов

теория

Количество часов

практика

1

«В мире слов».

1

20 мин

10 мин

10 мин

2

Знакомство с многообразием слов, моделированием.

1

20 мин

10 мин

10 мин

3

Длинные, короткие слова.

1

20 мин

10 мин

10 мин

4

Звонкие и тихие слова.

1

20 мин

10 мин

10 мин

5

Предложение. Слова. Деление слов на слоги.

1

20 мин

10 мин

10 мин

6

Модель предложения.

1

20 мин

10 мин

10 мин

7

Знакомство с многообразием слов.

1

20 мин

10 мин

10 мин

8

Предложение, слова.

1

20 мин

10 мин

10 мин

9

Звуки «С-СЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

10

Звуки «З-ЗЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

11

Звуки «С-Сь», «З-ЗЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

12

Звук «Ц»

1

20 мин

10 мин

10 мин

13

Звук «Ш»

1

20 мин

10 мин

10 мин

14

Звук «Ж»

1

20 мин

10 мин

10 мин

15

Звуки «Ш-Ж»

1

20 мин

10 мин

10 мин

16

Звук «Щ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

17

Звук «Ч»

1

20 мин

10 мин

10 мин

18

Звуки «Ч-Щ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

19

Звуки «Р-РЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

20

Звуки «Л-ЛЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

21

Звуки М-МЬ

1

20 мин

10 мин

10 мин

22

Звуки «Б-БЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

23

Звуки «К-КЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

24

Звук «Г»

1

20 мин

10 мин

10 мин

25

Звук «Г»

1

20 мин

10 мин

10 мин

26

Звуки «Г-К»

1

20 мин

10 мин

10 мин

27

Звуки «Д-ДЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

28

Звуки «Т-ТЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

29

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»

1

20 мин

10 мин

10 мин

30

Закрепление пройденного материала (Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ»).

1

20 мин

10 мин

10 мин

31

Закрепление пройденного материала (Звуки «Р-РЬ», «Ш»).

1

20 мин

10 мин

10 мин

32

Закрепление пройденного материала (Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ»).

1

20 мин

10 мин

10 мин

Всего

32

640 мин

 (11 ч)

320 мин

320 мин

Содержание программы

Раздел 1. Развитие фонематического слуха.

Знакомство с терминами «слово», «звук», «предложение».

Формирование умения различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием-изображением слова в виде прямоугольника.

Раздел 2. Звуковая культура речи.

Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.

Раздел 3. Работа над словарем.

Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова-антонимы.

Раздел 4. Развитие графических навыков.

Рисование горизонтальных и вертикальных линий, округлых линий, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.

Содержание программы

Тема 1. «В мире слов».

Программное содержание.

  • Дать представление о многообразии слов, учить понимать термин «слово», что слова бывают разные.
  • Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.
  • Учить рисовать короткие, отрывистые линии (дождик из душа).
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность.

Тема 2. «Знакомство с многообразием слов, моделированием»

Программное содержание.

  • Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
  • Учить моделировать слово в виде прямоугольника.
  • Знакомить с разнообразием слов, понимать что слова обозначают не толькопредметы, но и признаки и их действия.
  • Учить находить различия в двух похожих рисунках.

Тема 3. «Многообразие слов»

Программное содержание.

  • Продолжать знакомить с многообразием слов.
  • Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
  • Продолжать знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника.
  • Учить рисовать короткие линии (иголки ежикам)

Тема 4. «Длинные, короткие слова»

Программное содержание.

  • Закрепить представление о словах, словах- друзьях.
  • Учить слушать воспитателя и выполнять задание, развивать мелкую моторику.
  • Учить сраванивать короткие и длинные слова.
  • Учить самостоятельно находить сходные и разне по звучанию слова.

Тема 5. «Звонкие и тихие слова»

Программное содержание.

  • Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
  • Учить интонационно, выделять звуки в словах.
  • Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие).

Тема 6. «Деление слов на слоги»

Программное содержание.

  • Познакомить с протяженностью слов и делением их на части.
  • Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.
  • Учить делить слова на слоги (прихлопыванием)

Тема 7. «Предложение. Модель предложения.»

Программное содержание.

  • Познакомить детей с понятием «предложение»
  • Учить детей дифференцировать понятия «слово – предложение».
  • Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительного восприятия
  • и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Тема 8. «Предложение, слова»

Программное содержание.

  • Закреплять умение различать понятия «слово – предложение».
  • Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительного восприятия
  • и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Тема 9. «Звуки «С-СЬ»»

Программное содержание.

  • Познакомить со звуком с, учить интонационно его выделять в словах и

изолированно

  • Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
  • Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.
  • Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых

упражнениях («песенки большого и маленького насоса»).

  • Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ» в словах, во фразовой речи.

Тема 10. «Звуки «3-ЗЬ»»

Программное содержание.

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «3-ЗБ» («песенка

большого комара», «песенка маленького комарика»).

  • Учить четкому и ясному произношению звуков «3-ЗЬ».
  • Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
  • Учить интонационному выделению звуков «З-ЗЬ» в словах.

Тема 11. «Звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ»‚твердые и мягкие согласные»

Программное содержание.

  • Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ»,

«3-ЗЬ» в словах.

  • Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» в

фразовой речи.

  • Учить называть первый звук в словах.

Тема 12. Звук «Ц»

Программное содержание.

  • Знакомить со звуком «ц», учить выделять звук в произношении

  • Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
  • Упражнять в правильном произношении звука «ц» в словах и фразах.

Тема 13. Звук «Ш»

Программное содержание.

  • Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.
  • Учить четко и ясно произносить звуки.
  • Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).

Тема 14. Звук «Ж»

Программное содержание.

  • Учить четко и ясно произносить тверый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.
  • Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.

Тема 15. Звуки «Ш-Ж»

Программное содержание.

  • Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
  • Продолжать знакомить с термином «звук».
  • Развивать графические навыки (рисование дорожек).

Тема 16. Звуки «Щ»

Программное содержание.

  • Учить интонационно выделять согласный звук «Щ» в словах.
  • Учить определять и называть первый звук в словах.
  • Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
  • Развивать графические навыки (рисование щеток).

Тема 17. Звуки «Ч»

Программное содержание.

  • Познакомить со звуком «ч».
  • Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
  • Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Тема 18. Звуки «Ч-Щ»

Программное содержание.

  • Продолжать учить различать мягкие согласные звуки «Ч», «Щ» в словах.
  • Продолжать учить интонационно выделять звуки «Ч», «Щ» в фразовой

речи.

  • Учить называть первый звук в словах.

Тема 19. Звуки «Р-РЬ»

Программное содержание.

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки
  • большого и маленького мотора»).
  • Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах.
  • Учить называть первый звук в словах.

Тема 20. Звуки «Л-ЛЬ»

Программное содержание.

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Л-ЛЬ».
  • Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков

звуков «Л-ЛЬ» в словах.

  • Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Развивать графические навыки (рисование неваляшки).

Тема 21. Звуки «М-МЬ»

Программное содержание.

  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».
  • Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуковзвуков «М-МЬ» в словах.
  • Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Развивать графические навыки (рисование мишки).

Тема 22. Звуки «Б-БЬ»

Программное содержание.

  • Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ»

изолированно, в словах, во фразовой речи.

  • Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова

не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

  • Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).

Тема 23. Звуки «К-КЬ»

Программное содержание.

  • Познакомить с твердыми и мягкими звуками «К-КЬ».

  • Учить интонационному выделению звуков «К-КЬ» в словах.
  • Учить называть первый звук в словах.

Тема 24. Звук «Г»

Программное содержание.

  • Учить называть изолированно твердый согласный звук «Г».
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Развивать графические навыки (рисование кругов)

Тема 25. Звук «Г»

Программное содержание.

  • Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
  • Учить выразительно читать стихотворение.

Тема 26. Звуки «Г-К»

Программное содержание.

  • Закрепить умение различать звуки «Г» и «К» в произношении.
  • Закрепить умение различть твердые и мягкие согласные звуки «Г», «К».
  • Развивать фонематический слух, речевое внимание.

Тема 27. Звуки «Д-ДЬ»

Программное содержание.

  • Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».
  • Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ».
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Тема 28. Звуки «Т-ТЬ»

Программное содержание.

  • Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Т-ТЬ».
  • Учить называть изолированно звуки «Т-ТЬ».
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Тема 29. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»

Программное содержание.

  • Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать

твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

  • Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
  • Учить называть первый звук в словах.
  • Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Тема 30. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ»

Программное содержание.

  • Закрепить умение выделять звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ» в произношении.
  • Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Развивать фонематический слух, речевое внимание.

Тема 31. Звуки «Р-РЬ», «Ш»

Программное содержание.

  • Закрепить умение выделять звуки «Р-РЬ», «Ш»  в произношении.
  • Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Развивать фонематический слух, речевое внимание.

Тема 32. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ»

Программное содержание.

  • Закрепить умение выделять звуки «Л», «Б»  в произношении.
  • Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Развивать фонематический слух, речевое внимание.

Методическое обеспечение программы.

  1. Дидактический материал.
  2. Модели звуков, слов, предложений.
  3. Серия сюжетных картин для развития связной речи.
  4. Техническое оснащение занятий.
  5. Индивидуальные тематические карточки.
  6. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи.
  7. Плакат «Алфавит».
  8. Наглядный и раздаточный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов:

  1. Ушакова О.С. «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду»., М, Сфера, 2001 г.
  2. Ушакова О.С. Методика развития детей дошкольного возраста.    О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2002-128 с.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)/О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006
  4. Журова Е.Н., Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте». – М. Школа-Пресс, 1999 г.
  5. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет». Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента, Москва, 2010.
  6. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ООО «Баласс», 2007.
  7. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.

Для детей:

  1. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001.
  2. Русские детские писатели XXвека: Библиографический словарь. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1998. – 512 с.
  3. Д.Г. Шумаева Как хорошо учеть читать. СПб: «Детство-

Пресс», 2007.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie