Средние группы: Средняя группа №7 "Буратино"

4—5 лет

Педагоги группы

Воспитатель высшей категории
Маркина Наталья Алексеевна

Особенности занятий в группе

Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития.

 Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

  • формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.

Виды и задачи занятий по развитию в средней группе

Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
  • развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
  • физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
  • музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.

Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).

Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:

  • навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
  • внимания;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • интеллекта;
  • инициативности;
  • нравственных качеств личности и патриотизма.

Особенности развития детей средней группы являются определяющим фактором при формулировании целей и задач занятий. Формирование созидательного отношения к миру, завершение освоения речи, интерес к групповым играм со сверстниками — всё это помогает педагогу составлять полезные и интересные занятия по разным направлениям образовательного процесса. А регулярный мониторинг развития дошкольников позволяет увидеть результаты методической работы воспитателя.

Обучающая программа

Рабочая программа воспитателя ДОУ средняя группа.

Содержание образовательной программы

Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры  и педагогическая диагностика).

Содержательный раздел

2.1. Учебный план.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

2.3. Взаимодействие с семьей, социумом.

2.4. Планирование работы с детьми в группе:

- Годовое планирование

- Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

2.5. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

2.6. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

Организационный раздел.

3.1. Оформление предметно-пространственной среды.

3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей)

3.3. Перечень методических пособий

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

 Принципы и подходы в организации образовательного процесса значимые для разработки и реализации рабочей программы средней группы: характеристика

1.2 Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров ФГОС ДОУ и педагогическая диагностика)

Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана на основе основной  общеобразовательной программы «Детство»  в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

 Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности с детьми средней группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2015- 16 учебный год и составлена  на основе Примерной основной

общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др.

При составлении рабочей программы учтена новизна программы «Детство». Она определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребёнка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Программа «Детство» определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Основными приоритетными направлениями средней группы являются: формирование представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом; формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью; воспитание у детей любви к матери, родному дому, своим близким, родной природе.

Цели и задачи рабочей программы.

Целью рабочей программы средней группы является поддержание стремления к самостоятельности, создание положительного настроения у детей, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни. Данная цель реализуется через качественное выполнение задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», с учетом приоритетных направлений данной группы:

  1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
  3. Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.
  4. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.
  5. Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
  6. Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

Весь материал рабочей программы распределен в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.), а также с возрастом и индивидуальными особенностями детей4-5 лет.

Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.

- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- Сочетает и взаимосвязывает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной  психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания и умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- Основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;

- Предусматривает решения проблемных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- Предполагает построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы  с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдения и др. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них

Особенности развития детей.

 Средний дошкольный возраст (4-5 лет).  Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и  непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения.

Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.  В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше.  Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общениисо взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному 13 общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

1.2 ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К пяти годам ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности  Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу. Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоциональноокрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки  окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.  Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице. Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. Имеет представления: — о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); — о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; — об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; — о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают

Рабочая программа для детей 4-5 лет (средняя группа) составлена по образовательным областям:

  1. физическое развитие,
  2. социально-коммуникативное развитие,
  3. познавательное развитие,
  4. художественно-эстетическое развитие,
  5. речевое развитие

Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно перемещать в зависимости от педагогической ситуации. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут варьировать.

Содержательный раздел      

2.1 Учебный план

Направления развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Физическое развитие

Двигательная деятельность

прием детей на воздухе в теплое время года

- утренняя гимнастика

- гигиенические процедуры

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны), гимнастика после сна, 

-физминутки на занятиях

физкультурные занятия

прогулка в двигательной активности

физкультурные досуги, игры и развлечения

ежедневно

ежедневно – 5мин.

ежедневно – 5 мин.

Ежедневно

Ежедневно 10 мин.

ежедневно 1,5 -5 мин.

3 занятия в неделю     20 мин.

1 раз в месяц

Познавательное, речевое развитие

Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативный вид деятельности,

ФЭМП

Мир природы

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

- дидактические игры

- наблюдения

- беседы

- экскурсии

- исследовательская работа, опыты, экспериментирование

Целевые прогулки

1 занятие в неделю - 20 мин.

 1раз в две недели - 20 мин.

 1 занятие в неделю - 20 мин.

 1 раз в две недели-20мин

  ежедневно

1 раз в месяц

ежедневно

1 раз в неделю

ежедневно

1 раз в месяц

1 раз в неделю 15 мин.

Социально – коммуникативное развитие

Игровая, коммуникативный вид деятельности, трудовая деятельность.

индивидуальные и подгрупповые беседы

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы

- этика быта, трудовые поручения

- формирование навыков культуры общения

- театрализованные игры

- сюжетно – ролевые игры

Ежедневно

3 раза в неделю

Художественно – эстетическое развитие

Игровая, продуктивная, музыкально – художественная деятельность

занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

рисование,

лепка,

аппликация  

конструирование

- эстетика быта

- экскурсии в природу

1 раз в две недели-20мин.

1 раз в две недели-20мин.

1 раз в две недели-20мин.

1 раз в две недели-20мин.

Ежедневно

1 раз в месяц 20 мин.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Направление развития

Формы реализации Программы

Приемы

Способы

Методы

Совместная деятель-ность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Речевое развитие

Игровая, коммуникативная.

Театрализация, драматизация, инсценирование

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольно-печатные и др. игры)

Консультации.  Беседы. Рекомендации. Тематические вечера, викторины, театрализованные представления, экскурсии.

Анкетирование.

Индивидуальный, подгрупповой,

групповой, коллек-тивный

Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Практические: печатание, составление схем слов и предложений.

Чтение вслух, составле-ние схемы рассказа

Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, констру-ирование.

Пение, игра на детских музык. инструментах.

Работа с бумагой, зарисовка, раскрашивание, лепка.

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, музыкальные и др. игры)

Консультации.  Беседы. Рекоменда-ции. Памятки. Практикумы. Совместные художественные работы ребенка и родителей, изготовление макетов.

Индивидуальный, подгрупповой,

групповой, коллек-тивный

Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Практические: лепка из пластилина, рисование красками и карандашами, аппликация из цветной бумаги.

Слушание музыки. Чтение вслух, составле-ние схемы рассказа

Прием привлече-ния внимания с помощью наглядных пособий.

Физическое развитие

Артикуляционные, пальчиковые, дыхательные, подвиж-ные игры.  Игры на координацию речи и движений.

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры)

Консультации.  Беседы. Рекоменда-ции. Памятки. Практикумы.

Индивидуальный, подгрупповой,

групповой, коллек-тивный

Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: пособия, гимнастические коврики.

Практические: выполнение артикуля-ционных, дыхатель-ных, пальчиковых упражнений

Показ выполнения упражнений педагогом.

Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий.

Познавательное развитие

познавательно  исследовательская деятельность: опыты, эксперименты, исследования предметов

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры)

Викторины. Экскурсии. Консультации.  Беседы. Рекоменда-ции.

Индивидуальный, подгрупповой,

групповой, коллек-тивный

Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Практические: опыты с песком, водой, исследования предметов при охлаждении, нагревании и тд.

Показ выполнения действий с предметами. Составление схемы действий в процессе эксперимента.

2.3 Взаимодействие с семьёй, социумом.

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы. Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития - у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким…») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка - его родители, близкие. 49 В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком. Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка: Развитие детской любознательности. Развитие связной речи…. Развитие самостоятельной игровой деятельности детей Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников: • Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития. • Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность. • Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе. • Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.  Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора. • Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.  Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах  стремление к самостоятельности. Направления взаимодействия педагога с родителями Педагогический мониторинг.

Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом. Решая эти задачи воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи» Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров), диагностическая игра «Почта». Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель» В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе диагностики. Педагогическая поддержка. В средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы - возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для того, чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья». Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Альбом «По секрету всему свету» позволяет узнать о жизни каждой семьи: о любимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам их детей и взрослых. В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире,  развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья), «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «Отгадай, какие слова я пропустила в рассказе и составь сам «неполный» рассказ», «Как, на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе педагогу важно заинтересовать родителей проблемой знакомства ребенка с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город». В газетах, тематических информационных бюллетенях для родителей воспитателю необходимо представить информацию, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить с его достопримечательностями, какие «заветные» уголки Петербурга можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном. Педагогическое образование родителей. Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей таких как «Традиции семьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город». Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у родителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приобщать к ним своих детей.Для решения этой задачи он организует устный журнал для родителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра», в ходе которого обсуждаются традиции , которые возможно возродить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграммы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи совместное чтение по вечерам любимых сказок, рассказов, повестей, сотворчество детей и родителей,). Этот разговор с родителями поможет поддержать интерес родителей семейному чтению художественной литературы, вернуть книгу в жизнь ребенка Для родителей, желающих возродить семейные традиции в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «Домашний театр-с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за круглым столом«А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, поделиться воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы из жизни их семей больше всего запомнились из детства. Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями комплексные программы психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем  здоровыми». Задача таких программ - расширение знаний родителей о различных подходах в воспитании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка совершенствование умений родителей развивать своих детей в различных видах деятельности. Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он организует родительские встречи на темы «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным». Совместная деятельность педагогов и родителей В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги как - праздника осени, праздник Нового года, праздников для мам (Восьмого марта) и пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и именинника. Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я – умелая семья», становятся традициями группы детского сада. Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, развитии представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи. Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит такие игровые встречи как:  «Посмотрите это я, это вся моя семья» (вместе с гостями - разными членами семей, дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют), • «Очень бабушку свою, маму мамину люблю» (в гости к детям приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними, рассказывают истории о своем детстве), «Папа может все, что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые, рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).  Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, поддержать творческие проявления ребенка в игре. Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их внимание на необходимость развитие у детей умения замечать чувства других, проявлять внимание помощь. Для этого он делает их участниками ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе», предлагая дошкольникам проявить внимание и всем вместе позаботиться о старших. Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребностей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных совместных с детьми форм деятельности «Мы вместе трудимся на участке» (убираем снег и украшаем участок к новогодним праздникам»), «Идем на прогулку в парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едим в зоопарк». Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими. Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.

Формы сотрудничества с семьёй.

    Информативные

              Обучающие

Исследовательские

Индивидуальные беседы, консультации

Семинары - практикумы

Анкетирование, тестирование

Родительские собрания

Тренинги

Дни открытых дверей

Конкурсы совместных рисунков, поделок

Папки - передвижки

Совместные проекты

Информационные стенды

Совместные праздники, досуги

Приложение № 1

2.4. Планирование работы с детьми в группе

Годовое планирование.  Приложение №2

2.5. Комплексно – тематическое планирование с детьми в группе

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: сезонным изменениям, явлениям окружающей природы (вода, земля, птицы, животные и др.), их влияние на жизнь человека и животного растительного мира – «Осень», «Зима», «Весна», «Скоро лето», «Овощи», «Фрукты», «Дикие  и  домашние  животные», «Растительный  мир»); традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям («Новый год», «Наши  Защитники Отечества», «Мамин  праздник  -  8  марта»);  событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка («День победы», День защитника Отечества); сохранению здоровья, безопасности жизнедеятельности («Неделя  здоровья»); народной культуре и  традициям («Широка  страна  моя  родная», «Неделя  искусства»); достопримечательности  родного  города  («Наш  город», «Мой  родной город  Саранск»); основам  безопасности  («Неделя  пожарной  безопасности», «Неделя  профилактики  ДТП», «Неделя  безопасности»). Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

- количество тем самостоятельно определяется педагогическим коллективом, реализующим Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями, темами педагогических проектов);

- формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

- формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для  детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);

тема отражается в подборе атрибутов материалов, их насыщением, находящимся в группе и в центрах развития с активным участием детей и их родителей.

Комплексно-тематический план разработан с учетом тематического принципа построения образовательного процесса с учетом региональных особенностей, этнокультурного компонента, учитывает специфику деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе освоения детьми тематического содержания каждой из  тем предусмотрено итоговое мероприятие.

Приложение №3

2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

http://doy14-vol.narod.ru/foto/sovm_deiatel.jpg

Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).

Формы  работы с воспитанниками.

индивидуальная                

подгрупповая

фронтальная

Виды совместной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

1. Климатические  особенности.  При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона.Республика Мордовия– средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика.  В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.  В соответствии с действующим СанПиНом в каждой возрастной группе проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: два занятия организуется в зале, одно - на свежем воздухе (при благоприятных погодных условиях) во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр.  Один раз в месяц в дошкольных группах проводятся спортивные досуги и развлечения, 2 раза в год – физкультурные праздники.

Во время образовательной деятельности по познанию окружающего мира дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка.) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения нашего региона.  Ознакомление дошкольников с природно-климатическими условиями воспитывают у детей любовь к родной природе и бережное  отношение к окружающему миру. Исходя  из  климатических  особенностей  региона,  график  образовательного процесса составляется в соответствии  с  выделением двух периодов: 1 - холодный  период:  учебный год (сентябрь-май), составляется  определенный режим дня и расписание непосредственно  образовательной  деятельности; 2 - летний период (июнь-август), для которого составляется другой  режим дня.

2.Демографические  особенности. Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (76%), из неполных (24 %)   и многодетных (4%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (15 %) и средним профессиональным (51 %)образованием. Высокий процент родителей с средним профессиональным дает возможность привлекать  родителей  к  участию  в  педагогическом  процессе. Родительский коллектив условно можно проранжировать по степени участия в деятельности ДОУ: 20% - активно участвуют в жизни  ДОУ, 52% - эпизодически, 28 % - не принимают участия. С целью выявления запросов родителей используется анкетирование.  По  результатам  опроса  родителей  в  мае  2015 года, 79% родителей – удовлетворены  качеством  дошкольного  образования  в  ДОУ;  их  устраивают специалисты,  воспитатели,  заведующий;  родители  чувствуют себя желанным  гостем  в  детском  саду. 70% опрошенных  -  довольны  дополнительными  услугами  (кружками)  в  ДОУ; чувствуют,  что  их   ребенок  любит  детский  сад. 71 % родителей -  удовлетворены  качеством  информирования  об  успехах  ребенка  в  обучении, развитии,  поведении;  родители  знают,  что  воспитатели и  специалисты  развивают  у  ребенка  любознательность,  интерес к учению,  соблюдают  конфидициальность  при  решении  вопросов. Таким образом: деятельность учреждения направлена на реализацию запросов и интересов родителей, и в полной мере их обеспечивает, что позволяет говорить о том, что детский сад выполняет социальный заказ семьи.

3. Национально – культурные  особенности. Этнический  состав  воспитанников  ДОУ  разнообразен  (русские,  мордва, татары,  азербайджанцы и другие),  но основной контингент – дети  из  русскоязычных  семей.  Обучение  и  воспитание   в  ДОУ  осуществляется  на  русском  языке  (в  соответствии  с  Уставом  ДОУ).  В связи с тем, что основной  контингент воспитанников проживает  в  условиях  города (лишь  0,8 в  селе), своеобразие социокультурной среды проявляется: 1)  в доступности  разнообразных  видов  культурно-просветительских учреждений (детская  библиотека, музей,  музыкальная  школа, центр детского  творчества  и  т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства; 2) в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города  (произведения искусства, художественное слово, минералы, музыка, знакомство с историей  местной  культуры и  быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя,  живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к  богатствам национальной и мировой культуры.   Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает ребенка.

Организационный раздел

3.1. Оформление предметно – пространственной среды

Организация предметно – пространственной развивающей среды в средней группе и деятельности по его усвоении

Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)», «Центр безопасности», «Центр экспериментирования», «Центр природы», «Центр конструирования (конструктивной деятельности)», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр двигательной активности»,  «Центр игры», «Центр театра», «Центр музыки»,  «Центр книги»,  «Уголок уединения», «Центр творчества», «Домашняя зона».

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

•  Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

•  Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр творчества».

•  Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека. Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо подвесить мобили, колокольчики, погремушки или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше. Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу... Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на стопе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества. Можно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора, и пр. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы. Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.), чтобы дети могли сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Подойдут для этой цели и каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, ширмы. Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняется форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.). Время от времени постройки фотографируют и создают фотоальбомы, чтобы показать детям значимость их достижений. Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами. В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 - 24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше. Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания. В среде группы активно используется знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно все графически, а не только словами. Например, вместе с детьми определяют последовательность деятельностей в течение дня в детском саду, придумайте, как ее обозначить. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, создают схему, на которой обозначьте детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы. Обозначают маршруты, которыми идут дети в детский сад, вписывают названия улиц, размещают другие здания, которые есть в округе. 56 В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками. В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно в группе найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою поделку, работу, украсить ею помещение. В среднем дошкольном возрасте у ребенка усиливается интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ребенку осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, эмоциональных состояниях людей. В этом может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий. Например, плакаты «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь»

Направление развития

Вид  помещения

Основное  предназначение

Оснащение

Групповая комната

    • Проведение  режимных  моментов
    • Совместная  и  самостоятельная  деятельность 
    • Непосредственно  образовательная  деятельность   в  соответствии  с образовательной программой
  • Детская  мебель для практической деятельности;
  • Игровая  мебель.  Атрибуты  для  сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»
  • Уголок  природы,  экспериментирования.
  • Книжный, театрализованный, изоуголок;  Физкультурный  уголок
  • Дидактические, настольно-печатные игры.
  • Конструкторы (напольный, ЛЕГО).
  • Методические  пособия  в  соответствии  с возрастом  детей.

Спальное помещение

    • Дневной  сон;  Гимнастика  после  сна
  • Спальная  мебель
  • Стол воспитателя, методический шкаф (полка)

Приемная  комната  (раздевалка)

    • Информационно-просветительская  работа  с  родителями.
  • Информационные  стенды  для  родителей.
  • Выставки детского творчества.

Микроцентр «Физкультурный  уголок»

    • Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности
  • Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия (Коврик массажный)
  • Для прыжков (Скакалка  короткая)
  • Для катания, бросания, ловли (Обруч  большой, Мяч для мини-баскетбола, Мешочек  с грузом  большой, малый, Кегли, Кольцеброс
  • Для ползания и лазания (Комплект мягких модулей  (6-8 сегментов)
  • Для общеразвивающих  упражнений (Мяч  средний, Гантели детские, Палка гимнастическая, Лента   короткая)
  • Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм

Познавательно-речевое развитие

Микроцентр «Уголок  природы»

    • Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

    • Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
    • Стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую  тематику
    • Литература   природоведческого  содержания.
    • Муляжи фруктов,  овощей; дикие и домашние животные
    • Инвентарь   для  трудовой  деятельности: лейки, пульверизатор, фартуки, совочки, посуда  для  выращивания  рассады  и  др.
    • Природный   и  бросовый  материал. Материал для исследовательской деятельности детей.

Микроцентр «Строительная  мастерская»

    • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
  • напольный  строительный  материал;
  • конструкторы «Лего», «Томик»;  пластмассовые  кубики;
  • транспортные  игрушки
  • схемы, иллюстрации  отдельных  построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).     

Микроцентр «Уголок разви-вающих  игр»

    • Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей
  • Дидактические  игры
  • Настольно-печатные  игры

Микроцентр «Игровая  зона»

    • Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта
    • куклы
    • постельные  принадлежности;
    • посуда: столовая, чайная кухонная;
    • сумочки;

Микроцентр «Уголок  безопасности»

    • Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности
  • Дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП
  • Макеты  перекрестков,  районов  города, 
  • Дорожные  знаки
  • Литература  о  правилах  дорожного  движения

Микроцентр «Родной  город»

    • Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта
  • Иллюстрации, фотографии, альбомы,  художественная  литература    о   достопримечательностях  г. Полевской
  • Макеты  гор, прудов, заводов

Художественно-эстетическое развитие

Микроцентр «Книжный  уголок»

    • Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
    • Литературный  стенд с оформлением  (портрет писателя, иллюстрации к произведениям)
    • Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей

Микроцентр «Театрализованный  уголок»

  • Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях
    • Ширма
    •  Разные  виды   театра  (би-ба-бо,  теневой,  настольный,  ролевой  и др.)

Микроцентр «Творческая  мастерская»

  • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
  • цветные  карандаши, восковые  мелки, писчая  бумага, краски, гуашь, кисти для  рисования, пластилин, трафареты, раскраски. Дополнительный  материал: листья, обрезки  бумаги, кусочки  дерева, кусочки  поролона, лоскутки  ткани, палочки и  др.

Микроцентр «Музыкальный  уголок»

  • Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности
  • Музыкальные   инструменты
  • Предметные картинки «Музыкальные  инструменты»
  • Музыкально-дидактические  игры

3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности

Понедельник

Среда

1. Мир природы/ чтение художественной литературы

9.00-9.20

2. Мир музыки

15.20-15.40

1. Развитие речи

9.00-9.20

2. Мир музыки 15.20-15.40

Вторник

Четверг

1. ФЭМП

9.00-9.20

2.Физическое развитие

9.40-10.00

1. Рисование/ лепка

9.00-9.20

2 Физическое развитие

9.00-9.20

РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пятница

1.Конструирование/ аппликация

9.00-9.20

2.Физическое развитие

9.40-10.00

                                                                      

Режим дня

РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА

ДОМА

ДОМА

6.30 – 7.30 

Пробуждение, гигиенические процедуры 

В ДЕТСКОМ САДУ

В ДЕТСКОМ САДУ

7.00 – 8.25

Приём детей, осмотр, игры,  утренняя гимнастика

8.25 –   8.50

Подготовка к завтраку, завтрак

8.50 –   9.00

Самостоятельная игровая деятельность

9.00 – 9.50

Непосредственно организованная образовательная деятельность

9.50 –11.35

Игровая деятельность, подготовка к прогулке, прогулка (познавательно-игровая и трудовая деятельность)

11.35 –11.55

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры

11.55 –12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30– 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.00 – 15.20

Постепенный подъем, водные и закаливающие процедуры, гимнастика после сна.

15.20 – 15.40

Подготовка к полднику, полдник, игры

15.40–16.00

Дополнительное образование

16.00– 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка

17.00–17.10

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры

17.10–17.40

Подготовка к ужину, ужин

17.40-19.00

Самостоятельная и художественная деятельность, Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

ДОМА

ДОМА

19.00-20.10

Прогулка с родителями

20.10-20.40

Спокойные игры, гигиенические процедуры

20.40- 6.30

Подготовка ко сну, ночной сон

РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ  НА  ТЕПЛЫЙ  ПЕРИОД ГОДА

Дома

6.30 7.30

Подъем, утренний туалет.

7.00 -8.10

Прием, осмотр детей, утренняя гимнастика.

8.10 -8.50

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.50 - 9.15

Самостоятельная игровая деятельность. Подготовка к прогулке.

9.15 -11.30

Прогулка. Непосредственно образовательная деятельность.

11.30-11.50

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.

11.50-12.20

Подготовка к обеду, обед.

12.20-15.15

Подготовка ко сну. Сон.

15.15-15.25

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия.

15.25-15.50

Подготовка к полднику, полдник.

15.50-17.05

Подготовка к прогулке. Прогулка.

17.05 – 17.35

Подготовка к ужину, ужин.

17.35-19.00

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. Подготовка к прогулке. Прогулка.

Дома

19.00 – 20.00

Прогулка с родителями.

20.00 – 20.30

Спокойные игры, гигиенические процедуры.

20.30 – 6.30 (7.30)

Подготовка ко сну, ночной сон.

Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.Использовать в непосредственно образовательной деятельности физкультминутки, двигательные паузы между образовательными ситуациями, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Необходимо уделять внимание закаливанию, заботиться о достаточном пребывании детей на свежем воздухе, тщательно контролируя то, как одеты дети, не перегреваются ли они, не переохлаждаются ли, соблюдать все гигиенические требования к температурному, воздушному и световому режиму в помещении группы. Воспитатель внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности. При неправильной позе ребенка за столом (горбится, низко наклоняется) и недостаточном освещении во время рисования, рассматривания мелких изображений возникает перенапряженность зрения и может развиваться близорукость. Поэтому необходимо, чтобы столы и игровые уголки располагались близко к окнам, чтобы свет падал слева. Поэтому важны контроль за соответствием высоты мебели росту детей, своевременная смена столов, стульев.

Двигательный режим в средней группе

Двигательный режим

Алгоритм проведения

Длительность

Примечание

Утренняя гимнастика

ежедневно

6-8 мин

Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз)

Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, нетрадиционные

Мир музыки

2 раза в неделю

Физическое развитие

3 раза в неделю

20 мин

вводная ч.- 2- мин

основн. ч.-16-17 м.

закл-я ч.- 1-2 мин.

Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы4-5 раз),

Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Физкультминутка

по необходимости

1,5-3 мин

Комплекс состоит из 3-5 упражнений

Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.

Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты

ежедневно

10 -15 мин

2-3  игры разной подвижности

Целевые прогулки по территории и вне территории д/с

1 раз в неделю

15 мин

По плану воспитательно-образовательной работы

Развитие движений на прогулке и в режимные моменты

ежедневно

10-15 мин

по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

20 мин.

2я неделя месяца

Гимнастика после сна

ежедневно

10 мин

После сна

Дыхательная гимнастика

ежедневно

5-10 мин

Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе  с детьми.

Инд. раб. с детьми по развитию движений

ежедневно

5-10 мин

Утром и вечером, на прогулке

Самостоятельная деятельность детей

5-10 мин.

Вместо вечерней прогулки

Динамическая пауза

По необходимости

5-10 мин

Вместо вечерней прогулки

Игры с движениями и

словами

ежедневно

5-10 мин

Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке

Закаливающие мероприятия

Осень

Зима

Весна

Лето

Хождение босиком

+

+

+

+

Воздушные ванны

+

+

+

+

Облегченная одежда

+

+

+

+

Прогулки

+

+

+

+

Массаж

Хождение босиком на площадке

+

Воздушно-температурный режим

+

+

+

+

Утренний прием на улице

+

+

+

Полоскание рта

+

+

Обливание кистей рук

+

+

+

+

Витаминотерапия

+

+

+

+

Солнечные ванны

+

Схема закаливания детей

3.3 Перечень методических пособий

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» \ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, др.

2. Добро пожаловать в экологию. \ Воронкевич О.А

3. Программа развития речи дошкольников \ О.С. Ушакова

4. Программа.  Основы безопасности детей дошкольного возраста \ Р.Б.Стеркина, Н.Н.Авдеева, Н.К.Князева.

5. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» \ О.В.Бурляева и др.

6. Колесникова Е.В.  Авторская парциальная программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки».

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Программа социального развития ребёнка. М.: Школьная пресса,2004

9. Князева О. Л.,Маханева М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб -Детство-Пресс 1998..

Познавательное развитие

Мир природы

Методическая литература 

1.Воронкевич О.А «Добро пожаловать в экологию» 2002 .

2.  Бондаренко А.К «Дидактические игры в детском саду.» М.1991.

3.   Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». М.1992.                                     

4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. -М: Мозаика-синтез, 2008.

ФЭМП

Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет.

Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти».

Речевое развитие

Методическая литература  1. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод, пособие / Н. В. Алё­шина. - М.: ЦГЛ, 2004.

2. О. С. Ушакова  Занятия по развитию речи в детском саду.   М. « П росвещение» . 1993г.

3.О.С.Рудик «Развитие   речи детей 4-5  лет в свободной  деятельности»М.2009

4.О. С. Бочкарева  «Обогащение и активизация словарного запаса».Корифей.Волгоград.2008.

5 Г.С. Швайко. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М. 1988 г.

Чтение художественной литературы

1.Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада» Воронеж. – ТЦ  «Учитель»

2.Ушакова О.С. Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой. М.-«Творческий центр»

3.Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» ОНИКС Москва 2006. 

4.«Хрестоматия для  маленьких  »Москва Просвещение 1987

Социально – коммуникативное развитие

Методическая литература 

1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. « Культура поведения за столом. «М.: Ижица,2004.

2.  С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М.1993

3. Козлова С.А « Я – человек»  Программа социального развития ребёнка. М.: Школьная пресса,2004

4.  Мулько И.Ф. « Развитие представлений о человеке в истории и культуре, «М: ТЦ «Сфера», 2004

5.Вахрушев Е.Е. Кочемасова, «Здравствуй мир»  М.1995

6.О.В.Дыбина  «Из чего сделаны предметы» М.1998.

7. Л.М.Щипицына «Азбука общения» Сп-б. 2003.

Методическая литература 

1. Т.П.Гарнышева «ОБЖ для дошкольников», СПб «Детство-пресс» 2011г.

2. В.К.Полынова, З.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста»; СПб «Детство-пресс». 2011г.

Художественно – эстетическое развитие

Методическая литература 

Конструирование

1. З.В. Лиштван «Конструирование» М. «Просвещение», 1981г

2. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» М. «Просвещение», 1990г

Лепка

1.Т.М.Бондаренко. «Комплексные занятия в средней группе детского сада  

2.Т.С.Комарова. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

Рисование

1. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»

2. Программа    «Мы в Мордовии живём»

3. Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»  

4. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

Аппликация

1. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»

2. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение»

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Каша пшенная молочная 200 г
Бутерброд со сливочным маслом 40 г
Какао напиток с молоком 200 г
Обед
Суп с клецками на курином бульоне 200 г
Капуста тушенная с курицей 200 г
Компот из сухофруктов 200 г
Хлеб ржаной 50 г.
Ужин
Салат "Здоровье" 80 г
Картофельное пюре 140 г
Чай с сахаром 200 г
Хлеб пшеничный 37 г
Полдник
Молоко кипяченое 200 г
Печенье 36 г

Дополнительные занятия в группе

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie