ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт программы |
3 |
2. |
Пояснительная записка |
4 - 7 |
3. |
Учебно-тематический план |
8 |
4. |
Содержание изучаемого курса |
9 |
5. |
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы |
10 - 11 |
6. |
Список литературы |
12 |
7 |
Приложения |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ» |
Руководитель программы |
Ямашкина Светлана Ивановна, воспитатель |
Организация-исполнитель |
МДОУ «Детский сад №98» |
Адрес организации исполнителя |
г. Саранск, ул. пр.60 лет Октября, д.24 |
Цель программы |
развитие конструкторских способностей детей |
Направленность программы |
техническая |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
дополнительная общеразвивающая дополнительное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
-делают простейший анализ сооруженных построек. -выполняют простейшие конструкции в соответствии с заданными условиями; - поддерживают замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности; - используют полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. |
Пояснительная записка
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысить интерес к конструированию и начать заниматься с детьми второй младшей группы (3-4 года).
Программа предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги «LEGO-конструирование», является модифицированной.
Актуальность программы:
- востребованность развития широкого кругозора, у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;
- LEGO – конструирование позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры
- LEGO-технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. LEGO - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Виды и направления программы.
Направленность дополнительной образовательной программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) - расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа основывается на следующих принципах:
Доступность - предусматривает осуществление конструктивно-игровой деятельности с LEGO с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Наглядность - обучение и воспитание предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов,
Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.
Систематичность обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Цель программы: развитие конструкторских способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- обучать первоначальным основам конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- развивать внимание, память, образное и пространственное мышления;
развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества.
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
Возраст детей, программа ориентирована на детей подготовительной группы (6-7лет).
Срок реализации.
1 год.
Режим занятий:
1 раз в неделю 30 мин.
Занятия проводятся с октября по май.
Неделя: одно занятие
Месяц: 4 занятия
1 год – 32 занятия
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:
Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких - либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Дополнительные:
Конструирование по модели – в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети должны воспроизвести модель из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, детям дают задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством для активизации их мышления.
Конструирование по модели – разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по теме - детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- имеют представление о деталях конструктора и способах их соединения;
- делают простейший анализ сооруженных построек (форма, цвет,
величина);
- выполняют простейшие конструкции в соответствии с заданными
условиями;
- поддерживают замысел в процессе развертывания конструктивной
деятельности;
- используют полученные знания в самостоятельных постройках по
замыслу.
Результативность выполнения данной программы определяется с помощью устного опроса и наблюдения за ребенком. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по LEGO - конструированию и оцениваются по трёх балльному уровню - «низкий», «средний», «высокий».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Выставка моделей LEGO-DUPLO
- Открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей.
- Дистанционные конкурсы и олимпиады
Учебно-тематический план работы 1 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
кол-во занятий |
мин. |
||||
1 |
Знакомство с конструктором LEGO. |
1 |
30мин |
5 мин |
25 мин |
2 |
Знакомство с формой деталей конструктора LEGO. |
1 |
30 мин |
5 мин |
25 мин |
3 |
Башенка. |
2 |
60мин |
8 мин |
52 мин |
4 |
Пирамидка |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
5 |
Постройка простых заборов. |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
6 |
Ворота для заборчика. |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
7 |
Строительство башни с устойчивым основанием. |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
8 |
Разные домики. |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
9 |
Конструирование мебели для кухни (стол, стулья). |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
10 |
Знакомство с деталями конструктора LEGO DUPLO (арка). Печка. |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
11 |
Строительство зоопарка (вольеры для животных). |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
12 |
Моделирование фигуры слона (по образцу, схеме). |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
13 |
Создание моделей домашних животных (утята в озере). |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
14 |
Знакомство с деталями конструктора LEGO DUPLO (платформа с колесами). |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
15 |
Разные машины |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
16 |
Ракета |
2 |
60 мин |
8 мин |
52 мин |
17 |
Конструирование железной дороги (коллективная постройка). |
1 |
30мин |
5 мин |
25 мин |
18 |
Презентация моделей, выставка |
1 |
30 мин |
5 мин |
25 мин |
Итого: |
32 |
8 ч |
1,1 ч |
6,9 ч |
Содержание программы:
1.Знакомить детей с названиями деталей LEGO-конструктора, различать и называть их.
2. Продолжать знакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO.
3. Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.
4. Продолжать учить детей работать коллективно.
5.Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.
6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.
7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.
8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.
10.Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.
12.Учить работать в паре.
14.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO-конструктора.
16.Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.
17.Дать возможность детям поэкспериментировать с LEGO- конструктором.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Форма занятий: занятия построены в форме разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвинуться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы |
Приемы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу). |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога |
В начале совместной деятельности с детми включаются серии свободных игр с использованием конструктора LEGO-DUPLO, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности.
Техническое оснащение занятий и дидактический материал.
Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.
Шкаф 1 шт. с контейнерами LEGO-DUPLO, стол 3 шт., стул 6 шт., набор фигурок для обыгрывания построек Duplo - 5 шт., наборы LEGO-DUPLO: детская площадка, профессии, жилой дом, мебель в доме, космос, зоопарк, ферма, пожарная часть, базовый набор 6шт., большая основа для строительства 6 шт. Иллюстрации: башенка, пирамидка, лес и деревья (дуб, ель, сосна, осина, ива), дом, город, мебель, печка, утка с утятами, рыбки, мостик, грузовой автомобиль, прицеп, мельница, пожарная машина, корабль, детская площадка, горка, люди различных профессий, космонавт, ракета, луноход, зоопарк, лев, крокодил. Аудиозаписи: звуки леса, звуки моря, песня крокодила Гены из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка». Стихи: И. Токмакова О деревьях. Игрушки: медведь, лиса, заяц, кукла. Макет: зоопарк. Инструкции и схемы по сборке.
Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми моделей, анализирования и обыгрывания готовой постройки.
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- «От рождения до школы» Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозайка синтез, 2014.
- Письмо «Министерство образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 №06-1844». «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
- СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
- 4.Русских И.А. «LEGO-конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству»
- Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду».- Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2012г.
Интернет – ресурсы:
1.http://ulybkasad.ucoz.ru/programma/programma_lego_ulybka.pdf
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
1. Аллан Бедфорд - Большая книга LEGO, 2014г.
Программа занятий
Возраст детей, программа ориентирована на детей подготовительной группы (6-7лет).
Срок реализации.
1 год.
Режим занятий:
1 раз в неделю 30 мин.
Занятия проводятся с октября по май.
Неделя: одно занятие
Месяц: 4 занятия
1 год – 32 занятия
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника