Старшие группы: Логопедическая группа №4 "Почемучки"

5—7 лет

Педагоги группы

Воспитатель высшей категории
Рудакова Татьяна Николаевна
Воспитатель высшей категории
Софронова Елена Ивановна

Обучающая программа

Содержание образовательной программы.

                              Наименование

Страницы

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка.

3-12

1.2.

Планирование результаты освоения программы  (целевые ориентиры и педагогическая диагностика)

12-14

Содержательный раздел

2.1.

Учебный план.

14-15

2.2.

Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной группе

15-17

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации программы.

18-19

2.4.

Содержание коррекционной работы

19-22

2.5

Взаимодействие с семьей, социумом.

23

2.6.

Планирование работы с детьми в группе:

-Годовое планирование

-Календарно- тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

24

2.7.

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками  ДОУ.

24

2.8.

Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

24-25

Организационный раздел.

3.1.

Оформление предметно- пространственной среды.

26-27

3.2.

Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).

28-33

3.3.

Перечень методических пособий.

33-36

1.Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по развитию детей старшей,  подготовительной   группы компенсирующей направленности разработана  на основе  основной образовательной программы МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида», в соответствии с  Законом  РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17.10. 2013 года) .

     Программа опреде­ляет содержание и организацию образовательного процесса старшей, подготовительной   группы  компенсирующей направленности МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида» г.о. Саранск.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой  Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –СПб. :ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014- 352 с.

Рабочая программа составлена с учетом приоритетного направления ДОУ по  теме «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС» и предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка с обновлением содержания образования по различным парциальным программам

1).Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р.Б. Стеркина  «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

2). Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детскому саду».

3).О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

4).  С.А. Миронова«Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста»

5). О.В. Бурляева  Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «  Мы В Мордовии живём».

6). Л.Д. Глазырина « Физическая культура – дошкольникам».

Программа предлагает насыщенное образовательное содер­жание, соответствующее познавательным интересам современ­ного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образо­вания,  для органического вхождения ребенка в современный мир программой предусмотрено широкое взаимодействие дошколь­ников с различными сферами культуры: с изобразительным ис­кусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образова­тельное содержание становится основой для развития любозна­тельности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

        Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования для того,  чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны.

       Каждый дошколь­ник — маленький исследователь, с радостью и удивлением от­крывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она зна­чима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игровая, познавательно – исследовательская , коммуникативная , продуктивная , трудовая , музыкально – художественная , чтение  — занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совер­шается естественное вызревание таких перспективных ново­образований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому вообра­жению, что составляет важнейшую базу для начала система­тического обучения в школе.

        Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материа­лов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить не­обходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

При организации образовательного процесса  учтены принципы интеграции  образовательных областей (Социально – коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие,физическое развитие)  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 Цели и задачи основной образовательной программы

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. 
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: 
‒ развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 
‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; 
‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: 
‒ укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; 
‒ целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; 
‒ обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; 
‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлениюгуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; 
‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; 
‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания 
включаться в творческую деятельность; 
‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; 
‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважение другим народам и культурам; 
‒ приобщение ребенка к красоте, добру,  ибо важно, чтобы дошкольныйвозраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, (особенности развития своего возраста)

Программа  разработана  в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

- строится на адекватных возрасту видах деятельности и  формах работы с детьми;

- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и  интеграции содержания дошкольного образования;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;

- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

- учитывает гендерную специфику  развития детей дошкольного возраста;

- обеспечивает преемственность с   примерными основными образовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и обеспечивающую реализацию единой линии  общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника.  Самостоятельными,   самоценными и универсальными  видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная,  музыкально-художественная, познавательно-исследовательская  и конструктивная деятельности, труд.

В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми,  наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской  позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы.  Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области   вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников и единство лексических тем обеспечивающих :

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного  настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы,

- возможность реализации принципа построения программы  «по спирали», или от простого к сложному

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования .

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет (старшая группа)

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. 22 д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать 23 по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда 24 выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение)

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет ( подготовительная группа)

В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения. 

Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный».  Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу  близкого человека).           Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.  Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие  общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны,  ребенок  становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой,  очень зависим от его авторитета.   Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно  в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том,  где  были, что  видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности.  При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии  стремятся, в первую очередь,  проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у  них есть все возможности придать такому  соперничеству продуктивный  и конструктивный характер,   и избегать негативных форм поведения.

 В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями  мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей  гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными  способами действий  и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные  для определенной культуры особенности поведения  мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин  по отношению друг к другу.  К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу  и стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки   хотят  идти в школу с одобрения семьи и взрослых  и появляются желание продемонстрировать свои достижения.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события -  рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во  взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна).  Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать   основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый).  То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их  разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.   При  сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.). 

К концу дошкольного возраста  существенно увеличивается устойчивость  непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.   Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу  что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это  либо шепотом, либо про себя. Но, несмотря на возросшие возможности детей  6-7 лет  целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем  и устойчивость памяти.

В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)  ребенок  этого  возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или  величины), но и  какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо  различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им  успешно образовывать  достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).  В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети  точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе  и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать   значения слов. Они уже могут  объяснить малоизвестные или неизвестные  слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют  отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны  сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут  переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно сле­довать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который те­перь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество  деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картин­ки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.  В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»),  использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло­виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Пу­тем складывания бумаги в разных направлениях делать игруш­ки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Наиболее важным достижением детей  в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной)  с учетом про­странственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.  Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

    1. Планируемые результаты освоения программы,(целевые ориентиры и педагогическая диагностика)

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Система мониторинга достижения детьми

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

Основой для проведения мониторинга, является разработанное  Научно - методическое пособие «Мониторинг в детском саду» издательства «Детство – пресс» 

Наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года(1-2 неделя сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (3-4 неделя мая) про водится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

2. Содержательный раздел

2.1.Учебный план

Направления развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжите-льность и количество в неделю

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика,

физкультминутки,

упражнение после дневного сна,

дыхательная гимнастика,

НОД

10 мин.ежедневно

3 мин. ежедневно

8-10 мин. ежедневно

3-4 мин. ежедневно

25-30 мин.3раза в неделю

Познавательное развитие

Познавательно – исследовате-льская

НОД,

опыты,

беседы,

исследовательские работы,

игры.

25-30 мин. 2раза в неделю

10-12 мин. 4 раза в неделю

5-6 мин. ежедневно

5-10 мин. 2раза в неделю

3-4 мин. ежедневно

Речевое развитие

Коммуникатив-ная, чтение художественной литературы, фольклор

НОД,

артикуляционная гимнастика,

речевая гимнастика,

беседы,

дидактические игры.

25-30 мин. 2 раза в неделю

3-5 мин. ежедневно

3-5 мин. ежедневно

5-6 мин. ежедневно

6-8 мин. ежедневно

Художественно- эстетическое развитие

Конструирова-ние и изобразительная деятельность, музыкальная деятельность

НОД,

пальчиковая гимнастика,

работа с красками, карандашами,

бумагой, пластилином, ножницами, с конструктором,

игры на музыкальных инструментах, разучивание песен и танцев

25-30 мин. 5раз в неделю

2-3 мин. ежедневно

10-15 мин. ежедневно

5 мин. 3 раз в неделю

20-25 мин. 4раза в неделю

Социально- коммуникативное  развитие

Игровая, трудовая деятельность

Дежурство по уголку природы ,

по столовой,

на образовательной деятельности,

труд,

сюжетно-ролевые игры

5 мин. 2раз  в неделю

5мин. ежедневно

5-8 мин. ежедневно

5-8 мин. ежедневно

6-8 мин. ежедневно

2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в  старшей, в подготовительной группе

Направление развития

Формы реализации программы               (совместная деятельность, самостоятельная  деятельность)

Наглядно - дидактические пособия

Рабочая тетрадь

Физическое развитие

НОД, 

подвижные игры, развлечение,

утренняя гимнастика,

дыхательная гимнастика,

физкультминутки.

Л.Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам»

Ф.Г. Фролов,

Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста»

Е.П. Иова, А.Я. Иоффе «Утренняя гимнастика»

Н.Н. Лавров «Дыхание по методу А.Н. Стрельниковой»

С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва «Физкультминутки»

Познавательное развитие

НОД ФЭМП

НОД мир природы, опыты, эксперименты

дидактические игры

В.П. Новикова              «Математика в детском саду 6-7 лет»

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию»

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

Речевое развитие

НОД развитие речи

НОД чтение художественной литературы

дидактические игры

Л.Е. Кыласова «Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста» В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет»

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой»

Е.Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет»

Художественно-эстетическое развитие

НОД конструирование

НОД рисование , лепка, аппликация

Пальчиковая гимнастика

З.В. Лиштван «Конструирование»

Л.В. Куцакова « «Конструирование из строительного материала»

Н.П. Сакулина, Т.С.

Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»

Т.В. Калинина, С.В. Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно- ролевые игры

Труд

Дежурство

охрана безопасности детей

В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевых игр детей 5-7 лет»

В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская «Правила поведения в природе для дошкольников»

Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Основы безопасности  детей дошкольного  возраста»

2.3.  Формы, способы, методы и средства реализации программы

Направление развития

Формы реализации Программы

Способы

Методы

Приемы

Совмест-ная деятель-ность

Самостоятель-ная деятельность

Взаимодействие с семьей

Физии-ческое развитие

НОД,

артикуля-ционные, пальчико-вые, дыхатель-ные, подвиж-ные игры.  Игры на координацию речи и движений.-

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактичес-кие, подвижные игры)

Консульта-ции.  Беседы. Рекоменда-ции. Памятки. Практику-мы.

Развлечение

Индиви-дуаль-ный, подгруп-повой,

группо-вой, коллек-тивный

Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: пособия, гимнастическоеоборудова-ние.

Практичес-кие: выполнение артикуля-ционных, дыхатель-ных, пальчико-вых упражнений

Показ выполне-нияупражне-ний педагогом.

Прием привлече-ния внимания с помощью наглядных пособий.

Познава-тельное развитие

НОД по ФЭМП, НОД мир природы,

познава-тельно – исследова-тельская деятель-ность: опыты, экспери-менты, исследова-ния предметов

 Беседы, игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактичес-кие, настольно-печатные игры)

Викторины.Экскурсии.Консульта-ции.  Беседы. Рекоменда-ции.

Индиви-дуаль-ный, подгруп-повой,

группо-вой, коллек-тивный

Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Практичес-кие: опыты с песком, водой, исследования предметов при охлаждении, нагревании и тд.

Показ выполне-ния действий с предмета-ми. Составле-ние схемы действий в процессе экспери-мента.

Речевое развитие

НОД по развитию речи, НОД чтение художественной литературы.Театрали-зация, драмати-зация, инсцени-рование

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактичес-кие, подвижные, настольно-печатные и др. игры)

Консульта-ции.  Беседы. Рекоменда-ции. Тематичес-кие вечера, викторины, театрализо-ванные представле-ния, экскурсии.

Анкетирование.

Индиви-дуаль-ный, подгруп-повой,

группо-вой, коллек-тивный

Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Практичес-кие: печатание, составление схем слов и предложе-ний.

Чтение вслух, составле-ние схемы рассказа

Прием привлече-ния внимания с помощью наглядных пособий.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-продуктив-наядеятельностьлепка, аппликация, рисование, констру-ирование.

Пение, игра на детских музыкальных инструментах

Работа с бумагой, зарисовка, раскрашивание, лепка.

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактичес-кие, настольно-печатные, музыкальные и др. игры)

Консульта-ции.  Беседы. Рекоменда-ции. Памятки. Практику-мы. Совместные художественные работы ребенка и родителей, изготовле-ние макетов.

Индиви-дуаль-ный, подгруп-повой,

группо-вой, коллек-тивный

Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Практичес-кие: лепка из пластилина, рисование красками и карандаша-ми, аппликация из цветной бумаги.

Слушание музыки. Чтение вслух, составле-ние схемы рассказа

Прием привлече-ния внимания с помощью наглядных пособий.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры, дежурство по столовой, на образователь-ной деятельности, по уголку природы, труд,

Игровая деятельность, дежурство

Беседы, консульта-ции, круглые столы, рекоменда-ции

Индиви-дуаль-ный, коллек-тивный, подгруп-повой

Словесные: беседа,объяс-нение.

Наглядные: показ.

Практичес-кие: труд в природе, дежурство по столовой,на образовательной деятельности, по уголку природы.

Показ выполне-ния действий

2.4. Содержание коррекционной работы.

Организация образовательной деятельности

В группу детей с нарушением речи (заикание) принимаются дети от 5 до 7 лет, направленных по решению МУ «ГПМПК». Группа комплектуется разновозрастная. Количество детей в группе – 10 человек.

Учебный год в логопедической группе для детей с заиканием начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Как правило, 1 и 2 недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы.

Большое значение в группе придается ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй половине дня. Ограничение речи детей - «режим молчания», поддерживается на протяжении всего первого периода и обязательно для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания.

Занятия по устранению заикания учитель-логопед проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит утром и вечером. С заикающимися детьми проводятся следующие виды занятий:

  • фронтальные – проводит учитель-логопед и воспитатель;
  • подгрупповые – проводит учитель-логопед и воспитатель (группа делится для занятий на две подгруппы, занятия проводятся с каждой подгруппой ежедневно);
  • индивидуальные – проводит учитель-логопед и воспитатель (по коррекции звукопроизношения и по устранению заикания).

На работу со старшей подгруппой детей учитель-логопед отводит 25 минут, в подготовительной к школе подгруппе — 30 минут. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по подгруппам проводится в понедельник, вторник, четверг, групповое занятие – в пятницу в первой половине дня. В среду во второй половине дня проводится кружковая деятельность учителя-логопеда «Логоритмопластика». Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью без заикания и фронтальные занятия (по «Рисованию», «Лепке», «Аппликации», «Конструированию», «Развитию речи»).

Занятия воспитателя строятся с учетом намеченной к прохождению темы. Главным для воспитателя является осуществление задач типовой программы: он сообщает необходимый, доступный пониманию детей объем знаний по той или иной теме на занятиях по формированию целостной картины мира и коммуникации, проводит работу по обогащению и активизации словаря, уточнению и развитию математических представлений, а также обучает заикающихся детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

Режимные моменты проводятся так, чтобы оказывать прямое и косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером. Они способствуют укреплению физического состояния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми; кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, учитель-логопед рекомендует им занятия с тремя-четырьмя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учителя-логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

2.5. Взаимодействие с семьей, социумом.

Содержание работы

Срок

Ответственный

1.

Родительские  собрания

Сентябрь, январь, май

Воспитатель

2.

Консультации

Сентябрь - май

Воспитатель 

3.

Памятки

Октябрь, апрель

Воспитатель

4.

Круглый стол

Февраль

Воспитатель 

5.

Беседы

Декабрь, март

Воспитатель

6.

Выставка рисунков

Ноябрь, февраль

Воспитатель

7.

Выступление для родителей

Октябрь

Воспитатель

8.

Папка- передвижка

Апрель

Воспитатель

9.

Развлечение

Сентябрь - май

Воспитатель

10.

Экскурсии по детскому саду: на кухню, на прачечную и т.д.

Сентябрь - май

Воспитатель

11.

Просмотр кукольных спектаклей

Сентябрь - май

Воспитатель

12.

Экскурсии по городу : в пожарную часть, в школу, в музеи

Сентябрь-май

Воспитатель

2.6. Планирование работы с детьми в группе:

-Годовое планирование- приложение №1

-Календарно-тематическое планирование (НОД, совместная деятельность)- приложение №2

2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

Развитие речи

Художественная литература

Формирование целостной картины мира,

Формирование элементарных математических представлений

Игровая деятельность

Наблюдения за трудом взрослых,

Формирование элементарных навыков самообслуживания

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

Музыка

конструирование

Аппликация, лепка

Рисование

Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия

Физическая культура

РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.8. Особенности  организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ( климатические, демографические, национально-культурные и другие)

1).Климатические особенности:

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, речевая гимнастика. В холодное время года  удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

 1) холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2) летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня)

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в нашей группе воспитываются дети из полных 9 (90%), из неполных  1 (10 %) и многодетных 3 (30 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим -16человек, средним профессиональным -12 человек, с средним- 2 человека.

3) Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников ДОУ разнообразен (русские, татары, мордва и другие), но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ)

В связи с тем, что основной контингент воспитанников проживает в условиях города, своеобразие социокультурной среды проявляется:

1) в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, музей, выставочный зал, музыкальная школа, центр детского творчества и т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства;

2) в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска (произведения искусства, художественное слово, минералы, музыка, знакомство с историей республики, азами местной культуры и быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького патриота.

3. Организационный раздел

3.1.Оформление предметно-пространственной среды.

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

Материалы и оборудование

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

Игровая деятельность

Весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Тематические зоны находятся рядом с полифункциональным материалом, которые легко перемещаются с места на место.

В детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они являются  переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов.

Сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей.

Продуктивная деятельность

В группах имеются столы для продуктивной деятельности с набором необходимых материалов, в том числе и природного происхождения.

Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) убираются в закрывающиеся ящики. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быт хорошо освещены.

Для развития творчества детей в самостоятельной работе имеются наборы различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п.

Место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.) воспитатели определяют исходя из планировки группы.

Все необходимые для работы материалы хранятся в шкафах.

Для конструирования в старших группах используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные

Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убран в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки.

Познавательно-исследовательская деятельность

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной или обычной доски.

Двигательная активность

Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.

Оборудование для спортивных игр хранятся ящиках

Обручи, скакалки, шнуры размещены в группе.

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности ( холодный и тёплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).

РАСПИСАНИЕ НЕПОСТРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в группе компенсирующей направленности №4

холодный период года

                                                      Понедельник

                             1.КРД в подготовительной подгруппе

                                                     9.00-9.30

                                               2. Мир природы

                                                     9.40-10.10

                                              3. Мир музыки

                                                    10.20-10.50

                                                      Вторник

                                   1.КРД в подготовительной подгруппе

                                                      9.00-9.30

                                                  2. ФЭМП

                                                      9.40-10.10

                                            3. Физическое  развитие 

                                                      (на прогулке)

                                                     Среда

                                               1.Развитие речи

                                                    9.00-9.30

                                                2.Аппликация

                                                   9.40-10.10

                                         3.Физическое развитие

                                                   10.30-11.00

                                     4. Рисование/ конструирование

                                                   15.40-16.10

                                                     Четверг

                                  1.КРД в подготовительной подгруппе

                                                    9.00-9.30

                                                  2.Печатание

                                                    9.40-10.10

                                                 3.Мир музыки

                                                     10.20-10.50

                                                      Пятница

                                                    1.Лепка

                                                     9.00-9.30

                                2. Чтение художественной литературе

                                                     9.40-10.10

                                          3. Физическое развитие

                                                     10.30-11.00

РАСПИСАНИЕ НЕПОСТРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в группе компенсирующей направленности №4

                             теплый период года

Понедельник

Мир музыки

9:00-9:30

Вторник

Физическое развитие

9:00-9:30

Среда

Физическое развитие на прогулке

9:00-9:30

Четверг

Мир музыки

9:00-9:30

Пятница

Физическое развитие

9:00-9:30

РЕЖИМ ДНЯ

группа компенсирующей направленности

холодный период года

ДОМА

Пробуждение, гигиенические процедуры.

6.30-7.30

В ДЕТСКОМ САДУ

Утренняя встреча, осмотр игры, утренняя гимнастика

8.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игровая деятельность

8.50-9.00

Коррекционно-развивающая и непосредственно организованная образовательная деятельность

9.00-10.50

Игровая деятельность, подготовка к прогулке, прогулка (познавательно-игровая и трудовая деятельность)

10.50-12.25

Возращение с прогулки, игры, водные процедуры

12.25-12.35

Подготовка к обеду, обед

12.35-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, водные и закаливающие процедуры, гимнастика после сна

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.34

Коррекционно-развивающая и непосредственно организованная образовательная деятельность, дополнительное образование

15.35-16.05

Подготовка к прогулке, прогулка

16.05-17.15

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры

17.15-17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25-17.45

Самостоятельная игровая и художественная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.45-18.00

                                               ДОМА

Прогулка, возвращение с прогулки, спокойные игры

18.00-20.15

Гигиенические процедуры

20.15-20.45

Укладывание, ночной сон

20.45-6.30

РЕЖИМ ДНЯ

группа компенсирующей направленности

тёплый период года

ДОМА:

Подъем, утренний туалет

06.30-07.30

В ДЕТСКОМ САДУ:

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастики

08.00-08.35

Подготовка к завтраку, завтрак

08.35-08.55

Игры, подготовка к занятию, подготовка к прогулке, выход на прогулку

08.55-09.05

Прогулка, непосредственно образовательная деятельность, наблюдение, подвижные игры

09.05-12.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры

12.10-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.15

Подъем детей, игры

15.15-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Подготовка к прогулке, выход на прогулку, игры

15.40-17.20

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

17.20-17.45

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

17.45-18.00

ДОМА:

Прогулка

18.00-20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.15-20.45

Ночной сон

20.45-06.30

Модель  двигательной активности ребенка врежиме дня.

Мероприятия

Время в минутах

Утренняя гимнастика

10

Хороводные,

подвижные игры до

занятий

4-5

физкультминутка

3

Динамическая   пауза (перерыв          между  занятиями)

занятиями)

10

Двигательная деятельность на занятии

4

Физкультурное занятие

30минут -2раза в неделю

Физкультурное занятие на свежем  воздухе

30 минут – 1 раз в неделю

Прогулка

Общие игры

Игровые упражнения

Индивидуальная работа

Самостоятельная

двигательная активность

7-10

3-5

7-10

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением воспитателя

Закаливающие мероприятия после дневного сна

10 минут  ежедневно

Дыхательная гимнастика

3-4  минуты ежедневно

Подвижные игры на прогулке

20-30 ежедневно

Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня

2 часа 30 минут

Дополнительное образование

30

Физдосуг

45-50 минут 1 раз в месяц

День здоровья

1 раз в квартал

Физкультурный праздник

60 минут 2 раза в год

Неделя здоровья

Июнь, январь

Схема закаливания детей

Мероприятие

Время в минутах

Гимнастика на кроватях

2 минуты  ежедневно

Смена температурного режима   ( упражнение на полу)

1 минута  ежедневно

Ходьба по массажным коврикам

2 минуты  ежедневно

Бодрящая гимнастика

4 минуты ежедневно

Дыхательная гимнастика

2-3 минуты ежедневно

Сухое обтирание

2 минуты ежедневно

Водно- гигиенические процедуры

2 минуты ежедневно

    1. Перечень методических пособий

п/п

Направление развития

Программы

1.

Речевое развитие

1.Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – М.: Просвещение, 2014

2. Миронова, С.А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста / С.А.Миронова. – М.: Просвещение, 1978.

3. Нищева, Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)/ Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

4. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспект занятий: с детьми старшего дошкольного возраста/ Л.Е. Кыласова.- Волгоград: Учитель,2012.

5. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методические пособие/ О.С. Ушакова.- М.: ТЦ Сфера,2013.

6. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7лет/Е.Н.Михина.- Волгоград:Учитель,2012.

6. Гербова В.В. Занятие по развитию речи с детьми 4-7лет/ В.В. Гербова.- М.: Просвещение,1987.

2.

Художественно-эстетическое развитие

1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – М.: Просвещение, 2014.

2. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г.Казакова. - М.: Просвещение, 1985.

3. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей/ Н.П. Сакулина,Т.С. Комарова.-М.: Просвещение,1982.

4.Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ Т.В. Калинина,  С.В. Николаева,О.В. Павлова, И.Г. Смирнова.-Волгоград._ Учитель,2012.

5. Каплунова, И.М. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа) «Ладушки». Праздник каждый день / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2000.

6. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван.- М.: Просвещение, 1981

7. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная группа/Л.В.Куцакова.-М.:Мозаика-Синтез, 2016

3.

Физическое развитие

1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – М.: Просвещение, 2014.

2.Глазырина, Л.Д. Программа «Физическая культура-дошкольникам» / Л.Д. Глазырина. – М.:  Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.

3. Иова Е.П., Иоффе А.Я., Головчинер О.Д. Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей  детского сада/ Е.П. Иова, А.Я. Иоффе, О.Д. Головчинер.- М.: Просвещение,1984.

4. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятие на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ В.Г. Фролов, Г.П. Юрко.- М.: Просвещение,1987.

6.Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки/ С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва.- Волгоград:Учитель,2014.

7.Лавров Н.Н. Дыхание по методу А.Н. Стрельниковой/ Н.Н. Лавров.- Ростов н/Д.: Феникс,2004.

4.

5.

Познавательное развитие

Социально- коммуникативное развитие

1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – М.: Просвещение, 2014.

2. Бурляева, О.В. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» / О.В.Бурляева. – Саранск: Морд.кн. изд-во, 2011.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа / О.А.Воронкевич. – СПб.: 2015.

4.Бондаренко Т.М. Экологические занятие с детьми 6-7 лет: Практические пособия для воспитателей ДОУ/ Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ЧП. Лакоценин С.С.,2007.

5. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа/ Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.- М.: ВАКО,2010.

6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми/ Л.П. Молодова.- Минск,2007.

7. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа/ Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова.- Волгоград: Учитель,2013.

8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа/ В.П. Новикова.- М.: Мозаика- Синтез,2007.

  1. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение/ В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова.- М.: Центр Педагогического образования,2012.
  2. Новицкая В.А. , Римашевская Л.С. Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие/ В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская.- СПб.: Детство- Пресс,2011.
  3. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.-С.П.: « Детство- Пресс», 2000.

4.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью/ Н.В. Алёшина.- М.: Эпмос,2003.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Каша ячневая молочная 200 г
Бутерброд с маслом сливочным 40 г
Какао напиток с молоком 200 г
Обед
Суп с яйцом и гренками на курином бульоне 200 г.
Капуста тушеная с курицей 200 г.
Компот из сухофруктов 200 г.
Хлеб ржаной 50 г.
Полдник
Чай с сахаром 200г.
Печенье 18
Ужин
Салат "Зимний" 80 г.
Картофельное пюре 140 г.
Чай с сахаром 200 г.
Хлеб пшеничный 40 г.

Дополнительные занятия в группе

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie