Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В группах компенсирующей направленности имеются логопедические кабинеты.В кабинете учителя-логопеда создан благоприятный психологический климат для работы с детьми по исправлению речевых нарушений. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, а так же для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы, включает в себя несколько центров: центр познавательно-речевого развития, центр индивидуальной коррекции речи, центр методического, дидактического и игрового сопровождения, содержащий дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки, лепестки цветов), рабочий центр учителя-логопеда.

Предметная среда кабинета учителя-логопеда соответствует требованиям ФГОС ДОУ и адаптированной основной общеобразовательной программы «Детского сада», которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья и коррекции недостатков их развития.

Объекты для проведения практических занятий

Групповые помещения, кабинеты учителя-логопеда,музыкальный зал,спортивный зал , комната релаксации доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотека

Специально оборудованная библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.

Спортивные объекты

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.

Целью физического воспитания с детьми ОВЗ является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:

·       Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;

·       Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;

·       Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;

·       Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;

·       Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

·       Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;

·       Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

·       Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребёнка;

·       Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;

·       Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;

·       Формировать у детей игровые двигательные действия.

На занятиях по физическому воспитанию решаем как общие, так и коррекционные задачи.

Средства физического воспитания:

1. физические упражнения;

2. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;Хочу такой сайт

3. спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

4. наглядные средства обучения.

Методы физического воспитания:

1)Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.

Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.

Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

• выполнение движения в облегчённых условиях;

• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения;

•использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения;

• использование изученного движения в сочетании с другими действиями;

• изменение исходных положений для выполнения упражнения;

• изменение внешних условий выполнения упражнений;

• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д;

• изменение эмоционального состояния.

2)Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;

3)Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

В занятия по физическому воспитанию включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики и на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении стоя/лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры. Также проводится работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики. В ходе образовательной деятельности у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления.

Средства обучения и воспитания

В МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида» созданы необходимые условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В учреждении оборудовано12 групповых помещений оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.В состав групповых ячеек входят: раздевальная/приемная, групповая, спальня, буфетная, туалетное помещение. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями воспитанников, требованиями основной адаптированной образовательной программы и ФГОС ДО.Выделены игровые зоны, игровой материал подобран по возрасту.

  Развивающая предметно – пространственная среда в группах детского сада отличается динамичностью, многофункциональностью, у педагогов имеется возможность достаточно быстро изменить среду в соответствии с детскими потребностями.В группах созданы оптимальные условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Во всех возрастных группах оформлены уголки изо-деятельности, в свободном доступе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеется необходимый материал для рисования, лепки, аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, фломастеры, краски, цветные мелки, природный материал).

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Для организации двигательной активности созданы физкультурные уголки, с необходимым набором оборудования.

В группах компенсирующего вида создана развивающая среда с учетом коррекционной направленности.

Развивающая среда  групп способствует стимуляции  развития у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группах обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении

Развивающая предметно – пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды детского сада и обеспечивает:

 - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, а также территории, прилегающей к дошкольной организации, материалов,

- оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

 - возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Организация образовательного пространства и разнообразие ма­териалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую актив­ность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пред­метно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно – пространственная среда групп используется для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В зданиидошкольной образовательной организации обеспечен доступ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ): оборудован отдельный вход с  пандусом и специализированная туалетная комната.Все группы компенсирующей направленности расположены на 1 этаже детского сада, имеют отдельный  вход.

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации  – отсутствуют.

Специальные условия питания

В ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню

Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, медицинская сестра.

Доступ к информационным системам

В ДОУ имеются:

1.В музыкальном зале: интерактивная доска; телевизор,ноутбук.

2.В кабинетах учителя-логопеда: интерактивный комплекс, интерактивный стол.

На сайте ДОУ размещены ссылки на интернет-ресурсыдля педагогов, детей и родителей.

Электронные образовательные ресурсы

Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют

Специальные технические средства обучения

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам воспитательно- образовательного процесса. Кабинет оснащён программными материалами, учебно-наглядными пособиями.Также имеется интерактивный комплекс, интерактивный стол,набор тактильных мешочков, набор тактильных фигурок животных, логопедическое зеркало с отверстием, муляж артикуляционного аппарата, набор массажных логопедических зондов, набор для развития слухового восприятия, набор для развития тактильного восприятия, набор фигурок с доской для развивающих игр, набор тактильных цифр и математических знаков, видеоувеличитель, мячи с шипами(2), игра балансир, комплект мягких развивающих подушек, шумовой набор.

Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность педагога.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МДОУ "Детский сад №98" отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОУ "Детский сад №98" не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie