ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГРАМОТЕЙКА»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 комбинированного вида»
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт программы |
3-4 |
2. |
Пояснительная записка |
5-9 |
3. |
Учебно-тематический план |
10 |
4 |
Содержание изучаемого курса |
11 |
5. |
Календарно- тематический план |
12-22 |
6. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
23 |
7. |
Список литературы |
24-25 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
«Грамотейка» |
Руководитель программы |
Серекова Евгения Валерьевна |
Организация-исполнитель |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя |
РМ, г. Саранск, Пр. 60 лет Октября, д. 24 |
Цель программы |
создание условий для развития и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка. |
Направленность программы |
социально-педагогическая |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Чтение: -делить слова на слоги; - уметь составлять предложения из двух-четырех слов; -членить простые предложения на слова; -определять место звука в слове; давать характеристику звуку; -самостоятельно составлять предложение; -составлять рассказ с заданным количеством предложений; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов; - уметь работать с кассой букв; - уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.) использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; - точно отвечать на поставленные вопросы педагога. Письмо (печатание): -овладеть позой пишущего человека; -ориентироваться на листе; -рисовать разнообразные линии; делить линию пополам; рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.); -дорисовывать начатые фигуры; -вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков; - уметь писать (печатать) буквы разных размеров (крупные и мелкие). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы социально-педагогическая; программа предназначена для обучения детей 5-6 лет и направлена на развитие речевой активности и овладение первоначальным навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Новизна программы заключается в том, что одним из перспективных направлений развития современного образования является предшкольная подготовка детей 5 – 7 лет, методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы. Материал занятий излагается в игровой, занимательной форме, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Актуальность программы.
Актуальность программы базируется на анализе предыдущего опыта и определяется запросом родителей на программы для подготовки к школе старших дошкольников в области развития речи и обучения их первоначальному овладению грамотой и навыками письма. Разработка программы кружка «Грамотейка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно[1]методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах
деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Отличительные особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей. Созданы условия для включения ребенка в новые социальные формы общения. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа- приобщить детей к материалу, который развивает воображение, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне его возрастных особенностей.
Также особенностью программы является использование логопедической методики, цель которой- предупреждение ошибок в чтении и письме в более старшем школьном возрасте.
Педагогическая целесообразность программы в том, что при ее реализации дети получают достаточный уровень развития речи, графических умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Цель программы – создание условий для развития и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи программы:
Общеобразовательные:
- знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово».
- знакомство с классификационными признаками звуков родного языка.
- способствовать овладению навыков дифференциации звуков.
- формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза
- знакомство с буквами алфавита
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы))
- правильное произношение всех звуков родного языка
Развивающие:
- развивать умения говорения и слушания;
- развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи
окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй
речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи
детей;
- развивать мелкую моторику рук; - развитие психических процессов
( внимания, мышления, памяти);
- формировать умение рационально запоминать учебный материал, умение
сравнивать, сопоставлять, анализировать и выделять главное;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
- воспитывать культуру речи.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала от простого к сложному, в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
- Доступности (простота изложения и понимания материала);
- Наглядности (наличие большого количества наглядного и раздаточного материала, дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учет психологических особенностей каждого дошкольника);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- Межпредметности (связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром).
Возраст детей – 5-6 лет.
Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий: групповая; занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25 минут.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные: показ и рассматривание картин, наблюдение, показ образца задания;
- практические: упражнения, игровой метод, моделирование, работа с
раздаточным материалом, работа в тетрадях;
- словесные: устное изложение, беседа, рассказы детей, чтение худ.
литературы.
Ожидаемые результаты программы:
Чтение:
-делить слова на слоги;
- уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
-членить простые предложения на слова;
-определять место звука в слове; даватьхарактеристику звуку;
-самостоятельно составлять предложение;
-составлять рассказ с заданным количеством предложений; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
- уметь работать с кассой букв;
- уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.) использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
- точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
-овладеть позой пишущего человека;
-ориентироваться на листе;
-рисовать разнообразные линии; делить линию пополам; рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.);
-дорисовывать начатые фигуры;
-вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
- уметь писать (печатать) буквы разных размеров (крупные и мелкие).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/ п |
Тема |
Общее кол-во занятий |
Всего |
|
практич. |
теоретич. |
|||
1 |
Основные законы речи. Формирование представлений о звуках. |
1 |
2 |
3 |
2 |
Знакомство со словом, словом – признаком и словом – действием |
1 |
2 |
3 |
3 |
Изучение гласных звуков |
6 |
6 |
12 |
4 |
Изучение согласных звуков |
12 |
17 |
29 |
5 |
Сопоставление (дифференциация) звуков |
5 |
10 |
15 |
И Т О Г О |
25 |
37 |
62 |
Содержание программы заключается в развитии звуко- буквенного анализа, фонематического восприятия, подготовке руки к письму.
Содержание направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей. Эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласны звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласны твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Заглавная буква
Методическое обеспечение программы.
- Дидактический материал;
- Модели звуков, слов, предложений;
- Серия сюжетных картин для развития связной речи;
- Техническое оснащение занятий;
- Индивидуальные тематические карточки;
- Таблицы, картинки, игрушки, муляжи;
- Плакат «Алфавит»;
- Наглядный и раздаточный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1. Ушакова, О.С. « Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду».,М,Сфера,2001г.
2. Ушакова, О.С. Методика развития детей дошкольного возраста. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: Владос,2002.-128с.
3. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)/ О. С. Ушакова.- М.:ТЦ «Сфера», 2006
4. Журова Е.Н., Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте».-М.Школа-Пресс,1999г.
5. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента, Москва,2010
6. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ООО «Баласс»,2007
7. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.-М.: «Просвещение», 1991
8. Говорим правильно в 5 - 6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе/ О. С. Гомзяк. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2009.
9. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Т. Б. Филичевой. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
10. Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий / сост. Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2006.
Для детей:
11. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001.
12. Букварь: Жукова Н. С. /Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2005г.
13. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998. – 512 с.
14. Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать. СПб: «Детство-Пресс»,2007.
Программа занятий
Формы и режим занятий: групповая; занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25 минут.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника