ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГРАМОТЕЙКА»

Педагогический работник Серекова Евгения Валерьевна.
Педагогический работник
Серекова Евгения Валерьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3-4

2.

Пояснительная записка

5-9

3.

Учебно-тематический план

10

4

Содержание изучаемого курса

11

5.

Календарно- тематический план

12-22

6.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

23

7.

Список литературы

24-25

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Грамотейка»

Руководитель программы

Серекова Евгения Валерьевна

Организация-исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида»

Адрес организации

исполнителя

 РМ, г. Саранск, Пр. 60 лет Октября, д. 24

Цель программы

создание условий для развития и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка.

Направленность программы

социально-педагогическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  Чтение:

-делить слова на слоги;

- уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

-членить простые предложения на слова;

-определять место звука в слове; давать характеристику

звуку;

-самостоятельно составлять предложение;

-составлять рассказ с заданным количеством предложений; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

- уметь работать с кассой букв;

- уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.) использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

- точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

-овладеть позой пишущего человека;

-ориентироваться на листе;

-рисовать разнообразные линии; делить линию пополам; рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.);

-дорисовывать начатые фигуры;

 -вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

- уметь писать (печатать) буквы разных размеров (крупные и мелкие).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы социально-педагогическая; программа предназначена для обучения детей 5-6 лет и направлена на развитие речевой активности и овладение первоначальным навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Новизна программы заключается в том, что  одним из перспективных направлений развития современного образования является предшкольная подготовка детей 5 – 7 лет, методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы. Материал занятий излагается в игровой, занимательной форме, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Актуальность программы.

Актуальность программы базируется на анализе предыдущего опыта и определяется запросом родителей на программы для подготовки к школе старших дошкольников в области развития речи и обучения их первоначальному овладению грамотой и навыками письма. Разработка программы кружка «Грамотейка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно[1]методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах

деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

Отличительные особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей. Созданы условия для включения ребенка в новые социальные формы общения. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа- приобщить детей к материалу, который развивает воображение, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне его возрастных особенностей.

Также особенностью программы является использование логопедической методики, цель которой- предупреждение ошибок в чтении и письме в более старшем школьном возрасте.

 Педагогическая целесообразность программы в том, что при ее реализации дети получают достаточный уровень развития речи, графических умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Цель программы – создание условий для развития и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка.

         Задачи программы:

Общеобразовательные:

- знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово».

- знакомство с классификационными признаками звуков родного языка.

- способствовать овладению навыков дифференциации звуков.

- формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза

- знакомство с буквами алфавита

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и

различать звуки речи (фонемы))

- правильное произношение всех звуков родного языка

 Развивающие:

- развивать умения говорения и слушания;

- развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи

окружающих;

- обогащать активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй

речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

- развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи

детей;

- развивать мелкую моторику рук; - развитие психических процессов

( внимания, мышления, памяти);

- формировать умение рационально запоминать учебный материал, умение

сравнивать, сопоставлять, анализировать и выделять главное;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

- воспитывать культуру речи.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала от простого к сложному, в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
  • Доступности (простота изложения и понимания материала);
  • Наглядности (наличие большого количества наглядного и раздаточного материала, дидактических игр и пособий);
  • Индивидуализации (учет психологических особенностей каждого дошкольника);
  • Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

  • Межпредметности (связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром).

Возраст детей – 5-6 лет.

Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий:  групповая; занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25  минут.

Основные методы, используемые при реализации программы:

- наглядные: показ и рассматривание картин, наблюдение, показ образца задания;

- практические: упражнения, игровой метод, моделирование, работа с

раздаточным материалом, работа в тетрадях;

- словесные: устное изложение, беседа, рассказы детей, чтение худ.

литературы.

 Ожидаемые результаты программы:

Чтение:

-делить слова на слоги;

- уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

-членить простые предложения на слова;

-определять место звука в слове; даватьхарактеристику звуку;

-самостоятельно составлять предложение;

-составлять рассказ с заданным количеством предложений; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

- уметь работать с кассой букв;

- уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.) использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

- точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

-овладеть позой пишущего человека;

-ориентироваться на листе;

-рисовать разнообразные линии; делить линию пополам; рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.);

-дорисовывать начатые фигуры;

 -вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

- уметь писать (печатать) буквы разных размеров (крупные и мелкие).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/ п

Тема

Общее кол-во

занятий

Всего

практич.

теоретич.

1

Основные законы речи. Формирование

представлений о звуках.

1

2

3

2

Знакомство со словом, словом –

признаком и словом – действием

1

2

3

3

Изучение гласных звуков

6

6

12

4

Изучение согласных звуков

12

17

29

5

Сопоставление (дифференциация) звуков

5

10

15

И Т О Г О

25

37

62

Содержание программы заключается в развитии звуко- буквенного анализа, фонематического восприятия, подготовке руки к письму.

 Содержание направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей. Эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

- Звуки окружающего мира;

- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

- Гласны звуки;

- Согласные звуки (без классификации);

- Согласны твердые и мягкие;

- Согласные звонкие и глухи.

Параллельно даются понятия:

- Слово;

- Слог;

- Предложение;

- Заглавная буква

Методическое обеспечение программы.

  1. Дидактический материал;
  2. Модели звуков, слов, предложений;
  3. Серия сюжетных картин для развития связной речи;
  4. Техническое оснащение занятий;
  5. Индивидуальные тематические карточки;
  6. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи;
  7. Плакат «Алфавит»;
  8. Наглядный и раздаточный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов:

1. Ушакова, О.С. « Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду».,М,Сфера,2001г.

2. Ушакова, О.С. Методика развития детей дошкольного возраста. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: Владос,2002.-128с.

3. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)/ О. С. Ушакова.- М.:ТЦ «Сфера», 2006

4. Журова Е.Н., Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте».-М.Школа-Пресс,1999г.

5. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента, Москва,2010

6. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ООО «Баласс»,2007

7. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.-М.: «Просвещение», 1991

8. Говорим правильно в 5 - 6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе/ О. С. Гомзяк. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2009.

9. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Т. Б. Филичевой. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

10. Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий / сост. Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2006.

Для детей:

11. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001.

12. Букварь: Жукова Н. С. /Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2005г.

13. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998. – 512 с.

14. Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать. СПб: «Детство-Пресс»,2007.

Программа занятий

Формы и режим занятий:  групповая; занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25  минут.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie