Младшие группы: Вторая младшая группа №9 "Красная шапочка"
Педагоги группы


Особенности занятий в группе
В своей работе педагог использует ряд эффективных для малышей 3–4 лет приёмов:
- объяснения (с опорой на чувственный опыт воспитанников);
- чтение сказок, потешек, коротких стихотворений, загадок;
- показ действий на собственном примере;
- эмоциональный настрой (этому способствуют сюрпризные моменты, использование на занятиях музыкальных произведений и др.);
- педагогическая драматургия (например, занятия в форме путешествий), театрализация;
- игровые методы;
- рассматривание непосредственно изучаемых объектов или их изображений, макетов, моделей т. д.
Словесные инструкции для малышей необходимо подкреплять демонстрацией правильных действий.
Организация НОД во второй младшей группе детского сада
Воспитатель ДОУ использует различные формы организации образовательного процесса в течение дня. Это беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). Но наиболее эффективной, позволяющей вести работу с детьми систематически и выполнить максимум предусмотренных программой задач является непосредственная (организованная) образовательная деятельность, то есть НОД или ООД.
В современном детском саду НОД пришла на смену традиционным занятиям. Но само слово «занятие» не ушло из педагогической практики. Иногда его употребляют и в примерных образовательных программах как синоним НОД. Важно не название, а содержание, которым наполнены обновлённые занятия с дошкольниками в детском саду. Согласно ФГОС, они строятся на таких важных принципах:
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение личностного развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.
Главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, направленная на выполнение определённых задач (образовательных для воспитателя, игровых, исследовательских — для детей). Преобладает деятельностный подход в обучении и воспитании. Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне со взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.
Обучающая программа
Содержание образовательной программы
№ |
Наименование |
Страницы |
I. |
Целевой раздел. |
|
1.1. |
Пояснительная записка. |
3 - 8 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика). |
9 - 13 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1. |
Учебный план. |
14 - 17 |
2.2. |
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №10. |
18 -20 |
2.3. |
Формы, способы, методы и средства реализации программы. |
21 -24 |
2.4. |
Взаимодействие с семьей, социумом. |
25 - 28 |
2.5. |
Планирование работы с детьми в группе: - Годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) |
Приложение №1 Приложение №2 |
2.6. |
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. |
29 - 30 |
2.7. |
Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие) |
31 - 32 |
III. |
Организационный раздел. |
|
3.1. |
Оформление предметно-пространственной среды. |
33 - 35 |
3.2. |
Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) |
36 - 39 |
3.3. |
Перечень методических пособий. |
40 - 41 |
Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются
Федеральный уровень
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 04.04.2014г.)
Региональный уровень
Закон Республики Мордовии от 08.08.2013 №53 «Об образовании в Республике Мордовия» (вступил в силу с 01.09.2013)
Методические рекомендации по разработке региональных планов мероприятий («Дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» 2014г.
Муниципальный уровень
Приказ об утверждении Планов мероприятий («дорожная карта») «Изменения в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Саранск, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесение с этапами перехода к эффективному контракту от 29.03.2013 №23а
-
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа направлена на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цели реализации программы
- обеспечивать развитие личности детей 2-й младшей группы в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей
- создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы поставлены задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОПрограмма реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Возрастная характеристика детей 3-4 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Младший дошкольный возраст (3-4 года).
На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый, характерное противоречие кризиса трех лет.Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативных, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения,связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего ребёнка есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становлении е предпосылок трудовой деятельности) - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой,полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении, его двигательнаяактивность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т.п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т.п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под).
Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т.п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т.п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако, его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т.п.).
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий и т.д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.
Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек.
Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок.
Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может
конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низкои пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика)
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок предпочитает общение с взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.
Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.
Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.
Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.
Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.
Умеет занять себя игрой (любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием и т.п.).
Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.
Познавательное развитие
Ребенок имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение).
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.
Замечает происходящие в природе сезонные изменения.
Может исследовать и конструировать под руководством взрослого,
использует разные способы обследования предметов.
Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки.
Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.
Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.
Различает пространственные отношения от себя: впереди - сзади, вверху - внизу, справа - слева.
Речевое развитие
Ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (знает названия и назначение предметов ближайшего окружения, их качества, действия с ними; называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).
В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употребляет простые пространственные предлоги; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа.
Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе.
Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.
Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.
Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, может сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации.
Поет естественным голосом, с удовольствием подпевает с взрослым.
Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения.
Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее.
Физическое развитие
Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.
Проявляет положительные эмоции при физической активности, в
самостоятельной двигательной деятельности.
Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направлениедвижения по желанию или по команде.
Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках.
Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению,бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасываетмяч вверх 2-3 раза подряд и ловит его.
Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа,полотенце, носовой платок), умывается и моет руки принезначительной помощи взрослого.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья,необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни истарается следовать им в своей деятельности.
К четырем годам:
Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.
Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира
Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).
Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Система оценки результатовосвоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведение промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служитьнепосредственным основанием при решении управленческих задач,включая:
• аттестацию педагогических кадров;
• оценку качества образования;
• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,
в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
• оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь, май).
Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о системе внутреннего мониторингакачества освоения .
II.Содержательный раздел:
2.1 Учебный план
Направления развития |
Виды детской деятельности |
Формы образовательной деятельности |
Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие |
Двигательная. |
НОД - прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (воздушные ванны, облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке) -физминутки на занятиях -прогулка в двигательной активности - гимнастика после сна - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) Подвижные игры |
15 мин. 3 раза в неделю (45 мин.) Ежедневно 3-5 мин Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно 3-7мин ежедневно 1 раз в месяц 10-15 мин Ежедневно Ежедневно 10-15 мин 2-3 раза в день. |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
НОД: Мир природы ФЭМП - проектирование - экспериментирование - дидактические игры - наблюдения, беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование - развивающие игры - интеллектуальные досуги - индивидуальная работа |
15 мин. 15 мин. 1 раза в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в месяц 10-15 мин Ежедневно |
Речевое развитие |
Коммуникативная Чтение |
НОД: Развитие речи Чтение художественной литературы - дидактические игры - наблюдения, беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование - развивающие игры - индивидуальная работа |
15 мин. 1 раза в неделю 15 мин. 1 раз в 2 недели Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная Музыкально-художественная |
НОД: Рисование Лепка Аппликация Конструирование Музыка - слушание - пение - танцы - экскурсии в природу - музыкально – художественные досуги - индивидуальная работа |
15 мин. 1 раз в 2 недели 15 мин 1 раз в 2 недели 15 мин 1 раз в 2 недели 15 мин 1 раз в 2 недели 15 мин 2 раза в неделю (30мин) 1 раз в месяц 10-15 мин |
Социально-коммуникативное развитие |
- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - формирование навыков культуры еды - этика быта, трудовые поручения - дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры - воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе - эстетика быта - тематические досуги в игровой форме - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения) - сюжетно – ролевые игры |
Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно |
.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во второй младшей группе № 9.
Направление развития |
Методические пособия |
Наглядно – дидактические пособия |
Рабочая тетрадь |
Физическое развитие |
1Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. 2.Л. И. ПензулаеваФuзкультурныезанятuя в детском саду. 3.В.И.Ковалько Азбука физминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная к школе группы.- М.: ВАКО, 2010.- 176с. |
Кольцеброс, обручи, ленточки, мешочки с песком, кегли, мячи, прыгалки, мячики для гимнастики, большие надувные мячи. |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Развивающие игры для детей. Смирнова Е.О., Богуславская З.М.– М.: Просвещение, 1991. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. – М.: Сфера, 2008. Как играть с ребенком? Михайленко И.Я., Короткова Н.А.– М.: Сфера, 2008. Уроки Мойдодыра. /Г. Зайцев/; Общительные сказки. Социально – нравственное воспитание. /Т.А. Шорыгина, М. 2006/; |
Маски, костюмы, атрибуты к с-р играм, Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада и индивидуально «Не играй с огнем» Игра «Дорожные знаки» «Что хорошо - что плохо» |
|
Познавательное развитие |
Колесникова Е. В. «Математика для детей 3-4 лет» Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры дошкольников 3-4 года» Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996. Организация опытно –экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011. |
Иллюстрации, игровые уголки, предметы-заместители, игрушки Счетный материал, геометрические фигуры, полоски бумаги разной формы, наглядный материал, матрёшки, предметные картинки, Календарь природы, природный материал, оборудования для экспериментов |
Рабочие тетради по ФЭМП |
Речевое развитие |
О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд, дополн. Метод. пособие.- М. : ТЦ Сфера, 2015.- 288 с. Михина Е. Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2013; |
Предметные и сюжетные картинки, детская литература, настольно-печатные игры по развитию речи, иллюстрации к сказкам, рассказам. |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Т.С.Комарова. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т.Г.Казакова. Развивайте у дошкольников творчество. А.Н.Малышева. Н.В.Ермолаева. Аппликация в детском саду. И.В.Новикова. Аппликация из природного материала в детском саду. Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. В.Лиштван. «Конструирование» Л.В.Куцакова. «Конструирование и ручной труд в детском саду» |
Демонстрационный материал, дидактические игры, альбомы, краски, кисточки. Раздаточный материал: пластилин, стеки, доска, салфетки, тряпочки или влажные салфетки. раздаточный материал: цветная бумага, цветной картон, клей–карандаш, салфетки, тряпочки; предметные картинки. |
2.3.Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Направление развития |
Формы реализации программы |
|||
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьёй |
||
Образовательная деятельность (ОД) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
|||
Социально-коммуникативное развитие |
НООД, -сюжетно-ролевая игра - рассматривание - наблюдение - чтение - игра- экспериментирование - конструирование - исследовательская деятельность - беседа - проектная деятельность. Проблемная ситуация. |
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно- гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми. |
Игры-эксперименты, сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта), внеигровые формы: изобразительная деятельность, конструирование, бытовая деятельность, наблюдения. Беседы, чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, решение задач. Игровая деятельность (игры в парах, игры с правилами, сюжетно- ролевые игры). Рассматривание иллюстраций, настольно- печатные игры. |
наблюдение, чтение худ. литературы, праздники, конструирование, бытовая деятельность, развлечения чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, игры; личный пример, напоминание, объяснение, запреты, ситуативное обучение. |
Познавательное развитие |
НООД, наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры. Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ. |
сюжетно-ролевая игра - рассматривание - наблюдение - чтение - игра- экспериментирование - конструирование - исследовательская деятельность - беседа - проектная деятельность Проблемная ситуация |
Во всех видах самостоятельной детской деятельности. |
Во всех видах совместной деятельности детей с семьей. |
Речевое развитие |
НООД, эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Чтение художественной и познавательной литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций (беседа). |
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Поддержание социального контакта. Работа в театральном уголке. Кукольные спектакли |
Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек), Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). Игры в парах и совместные игры. Игра-импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Продуктивная деятельность. Настольно-печатные игры. |
Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). Игры парами. Беседы. Пример взрослого. Чтение справочной литературы, рассматривание иллюстраций. Досуги, праздники. Посещение театра, прослушивание аудиозаписей. |
Художественно-эстетическое развитие |
НООД (рисование, конструирование, лепка). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые). Выставки работ репродукций произведений живописи. Проектная деятельность. Музыка в повседневной жизни: - театрализованнаядеятельность; - пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду. |
Наблюдение. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игра. Игровое упражнение. Конструирование из песка, природного материала. Лепка, рисование. Использование пения: - на музыкальных занятиях; - во время прогулки в теплую погоду; - в сюжетно-ролевых играх; - на праздниках, развлечениях и театрализованной деятельности. |
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Самостоятельная изобразительная деятельность, лепка. Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе. Музыкально- дидактические игры. |
Создание соответствующей предметно- музыкальной, развивающей среды. Проектная деятельность. Прогулки. Совместное творчество (рисование, конструирование и др.) Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Театрализованная деятельность. |
Физическое развитие |
НООД по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые; Тематические; - классические. Подвижная игра большой, малой подвижности. Сюжетный комплекс. Подражательный комплекс. Комплекс с предметами. Физкультурные минутки. Динамические паузы. Тематические физкультурные занятия. Игровые (подводящие упражнения) |
Индивидуальная работа воспитателя. Утренняя гимнастика: - игровая; - музыкально- ритмическая. Подражательные движения. Игровые (подводящие упражнения) Дидактические игры. Прогулка. Подвижная игра большой, малой подвижности. Индивидуальная работа. Подражательные движения. Вечер, вторая прогулка Бодрящая гимнастика после дневного сна |
Подражательные движения. Игровые упражнения |
Беседа. Консультация. Совместные игры. Физкультурный досуг. Консультативные встречи. |
2.4. Взаимодействие педагога с родителями детей 2-й младшей группы.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально- личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОУ.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Формы работы с родителями
- Анкетирование родителей
- Консультации
- Приобщение родителей к совместной деятельности (помощь в изготовлении стендов, атрибутов)
- Проведение музыкальных, спортивных досугов, утренников с участием родителей.
- Оформление фотоальбомов о жизни детей в детском саду
- Организация выставок
- Творческие вечера (музыкальная гостиная)
План работы с родителями:
Сентябрь |
1.Родительское собрание № 1 «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» 2.Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». 3. Консультация «Давайте научим детей любить своих родителей». 4.Беседа «О соблюдении режима дня в детском саду и дома». 5.Памятка для родителей по оздоровлению детей в осенний период. |
Октябрь |
1. Консультация «Поговорим о правильном питании» 2. Памятка « Сто тысяч «ПОЧЕМУ?» 3.Беседа «О необходимости регулярного посещения детского сада» 4. Консультация «Как научить ребенка пользоваться туалетом» |
Ноябрь |
1. Консультация «Развиваем речь детей» 2. Памятка для родителей « Как уберечься от простуды» 3. Беседа «Почему он рвет книжки» 4.Рекомендации «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» |
Декабрь |
1. Консультация «Воспитание сенсорных способностей у детей» 2. Рекомендации «Капризы и их предупреждение» 3. Памятка «Игры и забавы зимой» 4. Консультация «Зачем и как учить стихи» 5. Родительское собрание № 2 «Взаимоотношения родителей с детьми» |
Январь |
1.Памятка «Как уберечь ребенка от травм» 2.Беседа «Основы взаимодействия с детьми» 3. Консультация «Эмоциональное воспитание ребенка» 4.Рекомендации «Развивайте познавательный интерес вашего ребенка» |
Февраль |
1.Консультация «Игра в жизни ребенка» 2. Консультация «Привитие трудовых навыков детям 3-4 лет» 3.Индивидуальные беседы «Как приучать малыша самому одеваться и раздеваться» 4.Рекомендации «Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка) |
Март |
1.Беседа «Заботимся о здоровье детей весной» 2.Консультация «Мамы разные нужны» 3.Рекомендации родителям, «В какие игры и как играть с детьми 4.Консультация «Воспитание усидчивости у детей» |
Апрель |
1.Беседа «Отравление ядовитыми растениями» 2.Консультация «Воспитание умственной активности 3.Памятка «Я и дорога» 4.Консультация «Развитие познавательной деятельности дет |
Май |
1.Беседа «Как организовать летний отдых» 2. Консультация «Учите детей заботиться о своей безопасности» 3. Родительское собрание № 4 «Чему мы научились» 4. Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» 5. Консультация «Оздоровление детей в летнее время» |
2.5. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ |
||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ |
||||||||||||
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ |
||||||||||||
Развитие речи |
Художественная литература |
Формирование целостной картины мира, |
Формирование элементарных математических представлений |
Игровая деятельность |
Наблюдения за трудом взрослых, Формирование элементарных навыков самообслуживания |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Музыка |
конструирование |
Аппликация, лепка |
Рисование |
Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия |
Физическая культура |
РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
2.6. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
- Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: умеренно холодная зима и умеренно жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1) холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2) летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (23 чел.), из неполных (2 чел) и многодетных (1 чел) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (13 %) и средним профессиональным (51 %)образованием. Высокий процент родителей с средним профессиональным дает возможность привлекать родителей к участию в педагогическом процессе.
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы ДОУ разнообразен (русские, татары, грузины и другие), но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ)
В связи с тем, что основной контингент воспитанников проживает в условиях города, своеобразие социокультурной среды проявляется:
1) в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, музей, выставочный зал, музыкальная школа, центр детского творчества и т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства;
2) в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска (произведения искусства, художественное слово, минералы, музыка, знакомство с историей республики, азами местной культуры и быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького патриота.
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Ориентирами в организации среды и пространства развития ребенка являются требования и рекомендации, отраженные в ряде нормативных документов:
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- письмо Минобрнауки России от 17.11. 2011 г. № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151 "Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях"».
Кроме того, в ФГОС ДО сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию Программы; учёт национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
-развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемостьпространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
В группе создаются различные центры активности:
— центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); — центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
— игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
— литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
3.2. Режим дня
Организация двигательного режима
№ |
Содержание |
Периодичность выполнения |
Ответственные |
1 |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно 10 минут |
Воспитатель |
2 |
Физкультурные занятия |
2 раза в неделю |
Инструктор по физкультуре |
3 |
Гимнастика после дневного сна |
1 раз в день |
Воспитатель |
4 |
Подвижные игры, игровые упражнения, хороводные игры (на прогулке и в помещении) |
Ежедневно на прогулке и в течении свободного времени |
Воспитатель |
5 |
Индивидуальные физ. упражнения |
Ежедневно (прогулки, свободное время) |
Воспитатель |
6 |
Физ. минутки (на занятиях) |
На каждом занятии |
Воспитатель |
7 |
Физкультурный и оздоровительный досуг |
1 раз в месяц |
Инструктор по физкультуре Воспитатель |
8 |
Праздник физкультуры |
2 раза в год |
Инструктор по физкультуре |
9 |
День здоровья |
1 раз в квартал |
Инструктор по физкультуре Воспитатель |
10 |
Коррекционная гимнастика: Гимнастика для глаз Профилактика плоскостопия Нарушение осанки Пальчиковая гимнастика 3-4 раза в день во время физ. минуток 2-3 раза в день 2-3 раза в день 3-4 раза в день Воспитатель |
3-4 раза в день во время физ. минуток 2-3 раза в день 2-3 раза в день 3-4 раза в день |
Воспитатель |
11 |
Дыхательная гимнастика |
Ежедневно 3 раза в день (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, после сна) |
Воспитатель |
12 |
Упражнения на релаксацию: Минутки тишины Музыкальные паузы Психогимнастика |
Ежедневно, несколько раз в день |
Воспитатель |
13 |
Самостоятельная двигательная деятельность на улице и в помещении |
Ежедневно |
Воспитатель |
Схема закаливания детей
Форма закаливания |
Закаливающее воздействие |
Длительность (мин. в день) |
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями |
10 минут |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении |
Воздушная ванна |
Индивидуально |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности в помещении) |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. |
до 20 минут |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) |
Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями |
до 20 минут |
Прогулка в первой и второй половине дня |
Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями |
2 раза в день по 2 часа с учетом погодных условий |
Полоскание горла (рта) после обеда |
Закаливание водой в повседневной жизни |
3-7минут. Подготовка и сама процедура |
Дневной сон без маек |
Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка |
В соответствии с действующим СанПиН |
Физические упражнения после дневного сна |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) |
5-10 минут |
Закаливание после дневного сна. |
Воздушная ванна и водные процедуры «расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) |
5 – 15 минут |
3.3.Перечень методических пособий.
№ |
Направление развития |
Программа |
Технологии и методики |
1. |
Физическое развитие |
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
|
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада/ Л. В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999. |
2. |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Технологии по игровой деятельности: Развивающие игры для детей. Смирнова Е.О., Богуславская З.М.– М.: Просвещение, 1991. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. – М.: Сфера, 2008. Как играть с ребенком? Михайленко И.Я., Короткова Н.А.– М.: Сфера, 2008. |
3. |
Речевое развитие |
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
|
Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи (занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг), О.С.Ушакова, Творческий центр СФЕРА, Москва, 2011год |
4. |
Познавательное развитие |
|
Методика экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева Организация опытно –экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011. |
5. |
Художественно-эстетическое развитие |
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
|
Увлекательное рисование методом тычка, Утробина К.К., Г.Ф.Утробин, Москва,2007г. |
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника