Старшие группы: Подготовительная группа №6 "Фантазеры"
Особенности занятий в группе
Текст, описывающий особенности занятий в группеОбучающая программа
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада № 98 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Целью Рабочей программы является:
создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства
создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
подготовка дошкольников к жизни в современном обществе
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
- Образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
1. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
4. Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
5. Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
6. Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
7. Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4.ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:
1. Культурно-исторический подход.
2. Личностный подход.
3. Деятельностный подход.
1..3. Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
1..4. Возрастные особенности детей группы
В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.
Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.
В этом году у детей группы завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с развитием половой идентификации, с формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения программы)
• Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Ребёнок понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других вероисповеданий, их физических и психических особенностей.
• Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Ребёнок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения . речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.
• У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
• Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
• Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
• Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
2.Содержательный раздел:
2.1.Учебный план.
Направления развития |
Виды детской деятельности |
Формы образовательной деятельности |
Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие |
Двигательная. |
НОД в спортивном зале НОД на свежем воздухе Утренняя гимнастика Физкультминутки Игры и физические упражнения на прогулке Закаливающие процедуры Дыхательная гимнастика Занятие на тренажерах, спортивные упражнения Ритмическая гимнастика Самостоятельная двигательная деятельность Спортивные праздники Физкультурные досуги и развлечения Дни здоровья Игры перед уходом домой |
2 раза в неделю по 30 мин. 30 мин. Ежедневно 10 мин. Ежедневно до 3 мин. Ежедневно 20 – 30 мин. Ежедневно после сна. Ежедневно после сна. 1 – 2 раза в неделю 25 – 30 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Ежедневно под присмотром воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка). 2 раза в год 1 раз в месяц 1 раз в квартал Ежедневно от 15 – 50 мин. |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
НОД: Мир природы ФЭМП Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) Наблюдение за природой на прогулке |
30 мин. 30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Ежедневно |
Речевое развитие |
Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора |
НОД: Развитие речи Обучение грамоте Чтение художественной литературы Чтение литературных произведений |
30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 1 раз в 2 недели (30 мин.) 30 мин. 1 раз в 2 недели Ежедневно |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная Музыкально-художественная |
НОД: Рисование Лепка Аппликация Конструирование Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) Музыка Музыкально-театральная гостиная |
30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 30 мин. 1 раз в 2 недели 30 мин. 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю 30 мин. 2 раза в неделю по 30 мин. 1 раз в неделю |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта Трудовые поручения (индивидуально и по подгруппам) Трудовые поручения (общий и совместный труд) |
Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в 2 недели |
2.2Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Направление развития |
Формы реализации Программы |
Способы |
Методы |
Приемы |
||
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Взаимодействие с семьей |
||||
Речевое развитие |
Игровая, коммуникативная. Театрализация, драматизация, инсценирование |
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольно-печатные и др. игры) |
Консультации. Беседы. Рекомендации. Тематические вечера, викторины, театрализованные представления, экскурсии. Анкетирование. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный |
Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: печатание, составление схем слов и предложений. |
Чтение вслух, составление схемы рассказа Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий. |
Художественно-эстетическое развитие |
Художественно-продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование. Пение, игра на детских музык.инструментах. |
Работа с бумагой, зарисовка, раскрашивание, лепка. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, музыкальные и др. игры) |
Консультации. Беседы. Рекомендации. Памятки. Практику-мы. Совместные художественные работы ребенка и родителей, изготовление макетов. |
Индиви-дуальный, подгрупповой, групповой, коллективный |
Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: лепка из пластилина, рисование красками и карандашами, аппликация из цветной бумаги. |
Слушание музыки. Чтение вслух, составление схемы рассказа Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий. |
Физиическое развитие |
Артикуляционные, пальчиковые, дыхательные, подвижные игры. Игры на координацию речи и движений. Элементы гимнастики хатха-йога. |
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры) |
Консультации. Беседы. Рекомендации. Памятки. Практику-мы. |
Индивидуальный, подгрупповой, группвой, коллективный |
Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: пособия, гимнастические коврики. Практические: выполнение артикуляционных, дыхательных, пальчиковых упражнений |
Показ выполнения упражнений педагогом. Прием привлечения внимания с помощью наглядных пособий. |
Познавательное развитие |
познавательно – исследовательская деятельность: опыты, эксперименты, исследования предметов |
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры) |
Викторины. Экскурсии. Консультации. Беседы. Рекомендации. |
Индивидуальный, подгрупповой, групповой, коллективный |
Словесные: беседа, рассказ, объяснение. Наглядные: пособия, схемы, таблицы, рисунки. Практические: опыты с песком, водой, исследования предметов при охлаждении, нагревании и тд. |
Показ выполнения действий с предметами. Составление схемы действий в процессе эксперимента. |
2.3 Взаимодействие с семьёй, социумом.
№ |
Содержание работы |
Срок |
Ответственный |
1 |
Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей 7 года жизни в детском саду и семье» |
сентябрь |
воспитатели |
2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 |
Консультация для родителей «Закаливание ребёнка в семье» Совместное развлечение детей и родителей «Осень золотая» Консультация «Что мы знаем об инфекции» Рекомендации о воспитании познавательных интересов и любознательности. Анкетирование «Ваше мнение о работе детского сада» Новогодний утренник «Здравствуй,ёлка» Памятка для родителей «Игра- как средство нравственного воспитания» Анкетирование «Укрепление физического здоровья детей» Консультация «Детские страхи» Беседа «О вреде и пользе питания» Праздничный утренник к 8 марта «Мамочка любимая» Устный журнал «Досуг в семье» Экскурсия в пожарную часть «Огонь-друг,огонь-враг» Родительское собрание «Об итогах воспитательно-образовательной работы с детьми за год» Диагностика. |
октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель май |
муз.руководитель воспитатели Воспитатели муз.руководитель воспитатели воспитатели воспитатели муз.руководитель воспитатели воспитатели воспитатели |
2.4 Планирование работы с детьми в группе:
- Годовое планирование ( приложение 1,перспективное планирование)
-Календарно-тематическое планирование(НОД и совместная деятельность,приложение 2)
2.5 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ |
||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ |
||||||||||||
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ |
||||||||||||
Развитие речи |
Художественная литература |
Формирование целостной картины мира, |
Формирование элементарных математических представлений |
Игровая деятельность |
Наблюдения за трудом взрослых, Формирование элементарных навыков самообслуживания |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
Музыка |
конструирование |
Аппликация, лепка |
Рисование |
Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия |
Физическая культура |
РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
2.6 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками(климатические,демографические,национально- культурные,
и др.)
Климат региона Мордовии умеренно-континентальный. Из-за отсутствия рельефных препятствий территория Мордовии открыта как северным, так и южным воздушным массам.Средняя температура может варьироваться в пределах: январь- 1, -18, июль+16,+ 26.Среднегодовое количество осадков-350-700 мм.
Всего детей-19 Полные семьи-15 Русские-24
Мальчиков-12 Неполные-4 Мордва(эрьзя)-2
Девочек-7 Многодетные-1 Мордва(мокша)-2
Татары-3
3.Организационный раздел:
3.1.Оформление предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к дошкольному учреждению, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; 3реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в детской саду или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в детском саду или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Предметно-пространственная среда в МДОУ соответствует ФГОС ДО и построена в каждой возрастной группе, учитывая образовательные области ОП и детские виды деятельности согласно следующих принципов:
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
(подготовительная группа)
Материалы и оборудование |
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении |
Игровая деятельность |
Весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Тематические зоны находятся рядом с полифункциональным материалом, которые легко перемещаются с места на место. В детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они являются переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов. Сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей. |
Продуктивная деятельность |
В группах имеются столы для продуктивной деятельности с набором необходимых материалов, в том числе и природного происхождения. Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) убираются в закрывающиеся ящики. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быт хорошо освещены. Для развития творчества детей в самостоятельной работе имеются наборы различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.) воспитатели определяют исходя из планировки группы. Все необходимые для работы материалы хранятся в шкафах. Для конструирования в старших группах используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убран в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной или обычной доски. |
Двигательная активность |
Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр хранятся ящиках Обручи, скакалки, шнуры размещены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. |
3.2 Режим дня,
структура образовательной деятельности.
Режим дня
Подготовительная к школе группа
ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
ДОМА
Пробуждение, гигиенические процедуры 6.30 – 7.30
В ДЕТСКОМ САДУ
Утренняя встреча, осмотр, игры, утренняя гимнастика 7.00 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.5
Игровая деятельность 8.50 – 9.00
Непосредственно организованная деятельность 9.00 – 10.50
Игровая деятельность, подготовка к прогулке
прогулка (познавательно-игровая и трудовая деятельность) , 10.50 – 12.20
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 12.20 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00
Постепенный подъем, водные и закаливающие процедуры,
гимнастика после сна. 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник, 15.25 – 15.40
Дополнительное образование, игры, беседы, самостоятельная
игровая и художественная деятельность 15.40 – 17.20
Подготовка к ужину, ужин 17.20 – 17.45
Самостоятельная игровая и художественная деятельность,
подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.45 – 19.00
ДОМА
Прогулка, возвращение с прогулки, спокойные игры 19.00-20.15
Гигиенические процедуры 20.15-20.45
Укладывание, ночной сон 20. 45- 6.30
РЕЖИМ ДНЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
( ЛЕТНИЙ ПЕРИОД)
ДОМА:
Подъем, утренний туалет …….…………………………………..06.30-07.30
В ДЕТСКОМ САДУ:
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика……………………….07.00-08.35
Подготовка к завтраку, завтрак…………………………………….08.35-08.55
Игры, подготовка к занятию, подготовка к прогулке,
выход на прогулку…………………………………………………..08.55-09.05
Прогулка, непосредственно образовательная деятельность,
наблюдение, подвижные игры………………………………….…..09.05-12.10
Возвращение с прогулки, водные процедуры……………………..12.10-12.30
Подготовка к обеду, обед…………………………………………...12.30-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон……………………………………13.00-15.15
Подъем детей, игры………………………………………………….15.15-15.25
Подготовка к полднику, полдник…………………………………...15.25-15.40
Подготовка к прогулке, выход на прогулку, игры…………………15.40-17.20
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину…………………….17.20-17.45
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой……....17.45-19.00
ДОМА:
Прогулка……………………………………………………………...19.00-20.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры……………………………………………………………..20.15-20.45
Ночной сон……………………………………………………………20.45-06.30
РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в подготовительной к школе группе
Понедельник |
1. Природный / социальный мир 9.00-9.30 2. Развитие речи 9.40-10.10 3. Мир музыки 15.50-16.20 |
Вторник |
1. Математическое развитие 9.00-9.30 2. Лепка 9.40-10.10 3. Физическое развитие 10.20-10.50 |
Среда |
1. Обучение грамоте 9.00-9.30 2. Развитие речи 9.40-10.10 3. Рисование 10.20-10.50 |
Четверг |
1. Математическое развитие 9.00-9.30 2. Рисование 9.40-10.10 3. Мир музыки 15.40-16.10 ) |
Пятница |
1.Конструирование / аппликация 9.00-9.30 2.Физическое развитие 9.40-10.10 3. Физическое развитие (на прогулке) |
Организация двигательного режима дошкольников в течение дня Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня. Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одних занятий. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, воспитатель использует в установленном режиме дня различные формы работы. Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий в неделю, воспитатель в течение дня обязательно предусматривает время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляет возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.). Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-"мачту" и т.д.). Можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу сделать разметку для игры в "Классики". Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участки необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.) Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. В процессе индивидуального общения с воспитателем в удобном для ребёнка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность. Объединение детей в небольшие группы целесообразно также при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей. Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места. Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. В группе детей третьего года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие самостоятельные первоначальные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца и т. д. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, необходимы горки, лесенки, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании и т. д. под руководством воспитателя. Для самостоятельной двигательной деятельности детей четвёртого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями "Программы воспитания в детском саду". Для упражнений в бросании и метании мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме: кольцеброс, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для детей старших групп, особенно подготовительной, целесообразны игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом. Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя. Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходима смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д. От педагогического мастерства воспитателя, сердечных взаимоотношений с детьми (особенно с малышами) зависит спокойное и жизнерадостное настроение в группе, активность и устремлённость двигательной деятельности детей, желание чему-то научится, поделиться с педагогом своими радостями и огорчениями. Воспитатель должен быть щедрым на отдачу детям богатства своих знаний, умений и чувств, работать эмоционально, увлекая за собой детей. Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы ребёнка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. При соблюдении систематически такого чередования, распорядок дня стереотипизируется и вызывает положительную реакцию детей. Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель. |
Мероприятия/время в минутах |
Подготовительная к школе группа |
Утренняя гимнастика |
12 |
Хороводные, подвижные игры до занятий |
4-5 |
физкультминутка |
3 |
Динамическая пауза (перерыв между занятиями) |
10 |
Двигательная деятельность на занятии |
4 |
Физкультурное занятие |
35 минут -3 раза в неделю |
Прогулка Общие игры Игровые упражнения Индивидуальная работа Самостоятельная двигательная активность активность |
7-10 3-5 7-10 |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением воспитателя |
Бодрящаягимнастика (последневного сна) |
20 |
Подвижные игры на прогулке |
30-40 2 раза в день |
Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня |
2 часа 30 минут |
Дополнительное образование |
30 |
Физдосуг |
45-50минут раза в месяц |
День здоровья |
1 раз в месяц |
Физкультурный праздник |
60-90 каждый сезон |
Неделя здоровья |
Июнь, январь |
Модель двигательной активности ребёнка в режиме дня.
3.2Схема закаливания.
-Утренняя гимнастика -Физкультурные занятия -Физкультурная минутка -Гимнастика пробуждения -Дыхательная гимнастика -Корригирующая гимнастика -Самомассаж с использованием массажных мячей -Ритмическая гимнастика -Подвижные игры и спортивные упражнения напрогулке -Дидактические игры с двигательными элементами -Оздоровительный бег |
ЛФК. Лечебный массаж |
Обследование Консультации соспециалистами |
Схема закаливания |
-Логоритмика -Фонетическая ритмика -Артикуляционная гимнастика -Дыхательная гимнастика по Стрельниковой |
Фитиотерапия Отвары и настои из трав Сироп шиповника Фитонцидотерапия |
Витаминотерапия Поливитамины Аскорбиновая кислота Глюконат кальция |
Имунномодуляторы Настойка элеутерококка |
Профилактика гриппа и ОРВИ Точечный массаж Оксалиновая мазь |
Воздушное и водное закаливание |
Консультативная помощь родителям |
Коррекция речи |
Сотрудничество с медицинскими учреждениями |
Диагностика Упражнения для включения межполушарноговзаимодействия |
3.3Перечень методических пособий.
Физическое развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Библиотека воспитателя).
Познавательное развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
3. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир / авт.-сост. А.В. Пугина – Волгоград: Учитель, 2008. – 249 с.
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
Речевое развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. – М.: Ц Центр педагогического образования, 2014. – 64 с.
3. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир / авт.-сост. А.В. Пугина – Волгоград: Учитель, 2008. – 249 с.
4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н., Богданова Т.Л. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. / Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 96 с.
5. Развитие речи детей 5 – 7 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 с. – (Развиваем речь).
6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1991. – 128 с.: ил.
7. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 144 с. – (Сказки-подсказки).
Художественно-эстетическое развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Альбомы «Гжель», «Дымковская роспись» Детство – Пресс. Санкт – Петербург, 2007
3. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – с. 272 / Библиотека программы «Детство».
5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. – И.: ТЦ «Сфера», 2005.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 216 с., перераб. и доп.
Социально-коммуникативное развитие
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
2. Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах / - М.: ООО «АСТЛТД», 1997.
3. Дыбина О.В. Рукотворный мир.сценарии игр-занятий для дошкольников. / - М.: Сфера, 2001.
4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
5. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. (Вместе с детьми).
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника